Закон об иностранном влиянии не приближает Грузию к ЕС, заявил президент Европейского совета Шарль Мишель в интервью Euronews.
«Я хочу внести ясность: по этому законопроекту проголосовали в парламенте – он не приближает Грузию к ЕС. Как раз наоборот… Мы разочарованы тем, что нынешнее правительство приняло такое решение», – сказал Мишель.
Он назвал «фундаментальным» решение о присвоении Грузии статуса кандидата на вступление в ЕС, принятое в декабре прошлого года. Теперь, по словам Мишеля, в Брюсселе ожидают от Тбилиси «более позитивных сигналов».
Отвечая на вопрос, может ли начатый процесс вступления в ЕС быть заморожен из-за спорного закона, Мишель подчеркнул: любые события, противоречащие стандартам Евросоюза, повлияют на оценку шансов кандидата.
«Процесс расширения – это процесс, основанный на заслугах, и идея для стран-кандидатов – для тех, кто хочет вступить в ЕС – состоит в том, что они уважают фундаментальные общие принципы и ценности», – заявил глава Европейского совета.
«Если они голосуют за законопроекты, которые не соответствуют этим принципам и ценностям, это повлияет на процесс», — добавил он.
17 апреля парламент Грузии в первом чтении принял законопроект «О прозрачности иностранного влияния».
Это произошло через год после того, как аналогичная инициатива привела к многотысячным протестам и была отозвана. Тогда правящая «Грузинская мечта» заявила, что решение «безоговорочное».
За исключением названия в законопроекте не изменилось ничего. Вместо «агентов иностранного влияния» используется термин «организация, проводящая интересы иностранной силы».
«Проводниками иностранных интересов», объявят все НПО и СМИ, более 20% дохода которых поступают из-за границы. Их обяжут соблюдать жесткие административные правила. В противном случае им грозят крупные штрафы.
Россия использовала похожий закон для подавления внутреннего инакомыслия и нападок на НПО, критикующих власти. Именно поэтому многие в Грузии называют инициативу «российским законом».
Законопроект обострил отношения с Брюсселем. В 2023 году Европейская комиссия присвоила Грузии статус кандидата, открыв перспективу ее присоединения к блоку. Одновременно в Брюсселе предупредили, что Грузия слишком медленно продвигается в таких ключевых реформах, как борьба с политической поляризацией и защита прав человека.