Самые длинные новогодние каникулы завершились для Армении ужасной трагедией. 12 января на рассвете в городе Гюмри пока ещё при невыясненных и загадочных обстоятельствах была расстреляна семья из шести человек: взрослые и двое детей, один из которых сегодня находится в тяжелом состоянии. На месте преступления были найдены вещи с именем военнослужащего 102-й российской военной базы Валерия Пермякова, переведенного в декабре на службу в Армению, а также оружие преступления.
Это ужасное преступление потрясло армянское общество. Предпринимаются попытки говорить о каких-то версиях и мотивах. Существует множество вопросов, связанных и с побегом из военной части, и со временем, когда в военной части узнали об этом и сообщили правоохранительным органам, и с психологическим состоянием или со степенью трезвости Пермякова, и с тем, имел ли он какое-то отношение к расстрелянной семье. Есть и вопросы, связанные с совершением преступления: как мог один человек расстрелять шестерых, как могли соседи не услышать звуки, или же, если они услышали, почему не среагировали и узнали о случившемся лишь через несколько часов. Вопросы о том, как и где может скрываться русский юноша, который недавно приехал в Армению, не знает страну и не владеет армянским языком. Это и дает основания многим предположить, что, возможно, это преступление было совершено не одним человеком, или же этот человек является прикрытием для настоящих преступников.
Данные вопросы и отсутствие ответов приводят к тому, что люди озвучивают далеко идущие, в том числе, и политические версии. Логично, что отсутствие информации и нераскрытие дела должны были к ним привести.
Серж Саргсян провел совещание и поручил в кратчайшие сроки раскрыть это преступление и наказать виновных по всей строгости закона. Накануне в течение всего дня чиновники из министерств иностранных дел и обороны встречались с российскими официальными лицами и российскими дипломатами. Министр иностранных дел Эдвард Налбандян побеседовал со своим коллегой из России Сергеем Лавровым, а министр обороны Сейран Оганян – с министром обороны РФ Сергеем Шойгу. Заявление распространили российское посольство в Армении и МИД РФ, в Армению прибыла следственная группа российского Минобороны. Все это свидетельствует о том, что реакция Москвы, действительно, довольно острая. Между тем интересно, что об инциденте почти единогласно промолчали все российские общегосударственные телеканалы.
В то же время, возникают вопросы и в связи с расследованием дела, имея в виду именно особый интерес российских чиновников к этому преступлению. Ведь очевидно, что они сами связались с коллегами из Армении, отсюда, наверное, не осмелились бы потревожить их. В этом контексте возникают серьёзные вопросы: насколько беспристрастно и полноценно могут проводиться следствие и сам процесс раскрытия преступления, и окажут ли российские структуры, как они сами заявляют, полноценную поддержку армянской стороне по раскрытию преступления, а может, российская следственная группа именно для того и приехала в Армению, чтобы не позволить армянским правоохранительным органам осуществить «бесконтрольное» расследование?
Ответы на некоторые из этих вопросов мы, конечно же, получим уже в скором времени. Однако, учитывая примеры армянских и армяно-российских прецедентов, уже сегодня мы можем констатировать: ответы на многие вопросы общество так и не получит.