ОБСЕ/БДИПЧ опубликовала доклад наблюдательской миссии в Грузии в котором отмечены риски нарушениях тайны голосования в ходе парламентских выборов.
Часть нарушений, описанных международной мониторинговой миссией, связана с технологиями, а часть — с попытками заинтересованных сторон вмешаться в процесс голосования.
«Большинство избирателей на избирательных участках столкнулись с трудностями в использовании устройства для подсчета голосов. Тайна голосования потенциально была нарушена в 25 процентах наблюдений из-за проскальзывания бюллетеня в машине для подсчета бюллетеней или неправильной планировки зала избирательного участка», — указано в отчете.
В нем также отмечено, что наблюдатели международной мониторинговой миссии часто указывали на факты давления на избирателей, на то что избирательные участки были переполнены людьми и на несистематическое соблюдение процедур.
«Во многих случаях представители политических партий снимали на видео процесс голосования или регистрировали избирателей, что вызывало опасения по поводу возможного запугивания. Участие наблюдателей, представляющих местные и политические партии, в избирательном процессе повышает прозрачность, хотя многие местные наблюдатели действовали от имени избирательного образования», — говорится в отчете.
«Сообщения о запугивании, принуждении и давлении на избирателей, особенно на тех, кто работает в государственном секторе и экономически уязвимых группах, вызывают обеспокоенность, поскольку некоторые избиратели могут быть не в состоянии свободно выбирать и боятся свободно голосовать», — отмечают международные наблюдатели.
«Камеры часто смотрели прямо на устройства идентификации избирателей или кабины для голосования, что потенциально ставило под угрозу тайну голосования…
За пределами избирательных участков учетом избирателей занимались неизвестные лица, а внутри участков – представители партий. По отчетам наблюдателей международной мониторинговой миссии, на 4% избирательных участков голосовали целые семьи или группы людей одновременно. В ряде случаев наблюдатели Международной мониторинговой миссии получали сообщения о предполагаемых обвинениях в подкупе избирателей», — говорится в документе.
По оценке мониторинговой миссии, несмотря на то, что процедуры были заранее хорошо организованы ЦИК, день голосования «характеризовался напряженностью, частым нарушением тайны голосования и несколькими случаями непоследовательного соблюдения процедур», также поступали сообщения о запугивании и давлении на избирателей.
По данным ОБСЕ/ОДИР, голосование проходило на фоне резкой поляризации, основой которой стал ряд принятых до этого проблемных законов и их влияние на гражданское общество. Отголоском этой поляризации стала риторика и визуальные материалы предвыборной кампании, что, по мнению международных наблюдателей, еще больше углубило раскол между партиями.
«Политический ландшафт характеризовался постоянной и устоявшейся поляризацией и острым антагонизмом, по одну сторону которого было правительство, а по другую — оппозиция и администрация президента», — говорится в документе, отмечая, что основой раскола был «российский закон» и «растущая враждебность» по отношению к Европе и Соединенным Штатам» со стороны правительства Грузии.
Отмечается, что в предвыборных посланиях преобладали геополитические вопросы: власть представляла избирателям выбор между собой и оппозицией как выбор между войной и миром, а оппозиция — между Россией и Евросоюзом.
В докладе также говорится об интенсивной переписи избирателей в день голосования. Наблюдатели полагают, что этот факт связан со случаями давления на граждан, особенно бюджетников, в предвыборный период. Оба этих фактора вместе вызывают сомнения в том, что избиратели «не могут голосовать, не опасаясь наказания».
По оценке мониторинговой миссии, в целом правовая база Грузии позволяет провести демократические выборы. Однако они негативно оценивают недавние изменения и заявляют, что изменения «вызывают опасения по поводу потенциального использования законодательства в политических целях». В документе отмечается, что законодательные изменения, принятые «Грузинской мечтой» за несколько месяцев до выборов, не соответствовали рекомендациям ОБСЕ или Венецианской комиссии.
Среди них стоит отметить отмену гендерных квот. В документе негативно оценивается низкое представительство женщин в избирательном процессе.
«Женщины составили около 29 процентов списков кандидатов от политических партий, что является значительным снижением по сравнению с выборами 2020 года, и большинство из них представлены на невыборных должностях. Низкое представительство женщин на выборных должностях, сопровождающееся отменой позитивных законодательных мер, оказывает дополнительное негативное влияние на участие женщин в политике.
Женщины, участвующие в политике, продолжают сталкиваться с устоявшимися стереотипами, проблемами внутри политических партий и различными формами насилия. В программах политических партий заметно не хватало посланий, адресованных конкретно женщинам, и они не учитывали участие женщин в их предвыборных кампаниях. Большинство членов нижестоящих избирательных комиссий составляли женщины, однако из 17 членов Центральной избирательной комиссии только 4 были женщинами», — говорится в документе.
Наблюдатели отмечают, что существовал резкий дисбаланс между финансовыми ресурсами электоральных субъектов, к которому добавлялось предпочтение правящей партии воспользоваться занимаемыми государственными постами. Согласно отчету, в предвыборный период грань между партией и государством была полностью стерта.
В докладе также говорится о поляризации СМИ, которая, по их мнению, мешала избирателям получать сбалансированную информацию. БДИПЧ/ОБСЕ объясняет поляризацию тем, что финансирование значительной части СМИ зависит от «частных лиц, связанных с политическими партиями, что подрывает независимую журналистику».
Роль специального Общественного вещателя, «который представлял все политические партии преимущественно в положительном или нейтральном свете, но уделял официальной партии значительно больше времени в освещении новостей» является отдельной. Здесь упоминается, что безопасность журналистов является важной проблемой в Грузии.
Полный отчет вы можете прочитать по следующей ссылке. В документе не отражены результаты подсчета и мониторинга жалоб. Указанные данные будут приведены в итоговом отчете наблюдательной миссии.
Миссию по наблюдению за выборами Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ представляли 18 экспертов в столице и 30 долгосрочных наблюдателей по всей стране. В день голосования приняли участие 530 наблюдателей, представляющих 42 страны, в том числе 30 долгосрочных и 332 краткосрочных наблюдателя БДИПЧ, а также делегация Парламентской ассамблеи ОБСЕ в составе 60 человек, делегация Парламентской ассамблеи ОБСЕ в составе 39 человек. Совета Европы, делегация из 12 членов Европейского парламента и Парламентской ассамблеи НАТО, наблюдала за процедурами выборов делегация из 38 членов. За процедурами открытия следили на 223 избирательных участках, за ходом голосования — на 1924 избирательных участках по всей стране, подсчетом голосов — на 193 избирательных участках и подведением итогов — на 73 окружных избирательных участках.