Представитель Совета тейпов Ингушетии Асхаб Гагиев и первый президент республики Руслан Аушев призвали земляков не поддаваться эмоциям и не реагировать на провокации, последовавшие после перестрелки у московского офиса Wildberries.
Как писал «Кавказский узел», 9 октября Рамзан Кадыров, говоря о конфликте вокруг Wildberries, упомянул сенатора от Дагестана Сулеймана Керимова, депутатов Госдумы Бекхана Барахоева и Ризвана Курбанова. Он призвал их доказать непричастность к заказу на его убийство и предупредил о готовности объявить кровную месть. Депутат Госдумы от Дагестана Ризван Курбанов заявил, что не участвовал в подготовке покушения на Рамзана Кадырова и не имеет никакого отношения к компании Wildberries. При этом он добавил, что находится на лечении за границей. «Кавказский узел» подготовил справку «Как перестрелка в Wildberries связана с Кадыровым».
Совет тейпов республики Ингушетия провел 12 октября экстренное заседание по случаю конфликта вокруг Wildberries и заявления Рамзана Кадырова. Видеообращение члена совета Асхаба Гагиева по этому поводу выложено в видео-хостинге Youtube.
Свою речь Гагиев произнес на ингушском языке. Перевод опубликовала 14 октября «Фортанга». По его словам, создается впечатление, что кто-то пытается дестабилизировать регион. «Мы все знаем, что в этой ситуации с ингушами поступили несправедливо, и самая большая несправедливость — это гибель невиновных людей. Виновные должны понести ответственность», — заявил Гагиев.
18 сентября в Москве группа примерно из 30 мужчин разбила стекла у входа в бизнес-центр в Романовом переулке, где расположен офис компании Wildberries. В ответ была открыта стрельба. В результате были убиты выходцы из Ингушетии Исламбек Эльмурзиев и Адам Алмазов, еще три спортсмена из Ингушетии были ранены. По данным источников, также была совершена попытка проникнуть в офис Wildberries в бизнес-центре «Искра-парк» у метро «Динамо». Что известно об участниках конфликта и их связи с кадыровцами, можно прочитать в справке «Кавказского узла» «Как перестрелка в Wildberries связана с Кадыровым».
Гагиев отметил важность дипломатии для разрешения конфликтной ситуации. «Ситуацию можно исправить только через диалог. Люди и чиновники должны понять — обострение лишь усугубит проблему», — отметил он.
Также он осудил распространение видеороликов и материалов, которые провоцируют ненависть. Он отметил, что и ранее случались межэтнические конфликты, «когда невиновные люди становились жертвами насилия». «Мы должны извлечь уроки из истории и избежать повторения этих трагедий», — сказал он.
Также Гагиев призвал молодежь не распространять непроверенную информацию и не поддаваться на провокации. «Надо проверять информацию, спрашивать у старших, чтобы не навредить необдуманными действиями», — призвал он.
В завершении своей речи Гагиев назвал произошедшее «бизнес-конфликтом, в котором замешаны большие деньги». «Но мы не должны позволить перевести его в межнациональную плоскость. Нам нужно проявить терпение и сдержанность», — добавил он.
Руслан Аушев призвал земляков не поддаваться на провокации
Конфликтную ситуацию прокомментировал первый президент Ингушетии Руслан Аушев. Его обращение 14 октября опубликовал телеграм-канал serdalo_ingushetii.
Аушев отметил, что в республике «происходит череда событий», которые его тревожат. «Чрезмерная наша эмоциональность может стать взрывоопасной, если мы пойдем у нее на поводу. У ингушей особым авторитетом и уважением всегда пользовались мужчины, умеющие сдерживать свой гнев, принимать взвешенные и продуманные решения. Таких называли «Къонахий», и их мнение было авторитетным для всех. Уверен, такие есть среди нас и сегодня», — написал он, добавив, что обращается в первую очередь к ним с просьбой «призвать к сдержанности отдельных граждан молодого поколения».
По словам Аушева, трагедия у офиса Wildberries «всем нам разбила наши сердца». И отметил, что среди негодующих и соболезнующих есть немало «наших вайнахов чеченцев». «Мы два народа, которые в самые трудные времена всегда поддерживали друг друга и приходили на помощь», — написал он.
«Наши предки любые разногласия, споры и конфликты решали с помощью народной дипломатии. Нужно иметь большое мужество и мудрость, чтобы совладать со своими чувствами и принимать правильные для всех решения. Сегодня призываю нас всех следовать достойному поведению наших предков. Прошу вас не поддаваться целенаправленным провокациям и не накалять ситуацию, чтобы избежать худшего сценария ее развития», — резюмировал Аушев.
Албогачиев вновь объяснил мотивы участия во встрече с чеченской делегацией
Во время встречи в Москве ингушской и чеченской делегаций депутат Госдумы от Чечни Адам Делимханов возложил ответственность за инцидент у офиса Wildberries в Москве на депутата Госдумы от Ингушетии Бекхана Барахоева. Делимханов заявил, что выходцы из Чечни во время конфликта были вынуждены открыть ответный огонь после того, как по ним начали стрелять, и пригрозил Барахоеву последствиями. Барахоев заявил, что охранники офиса Wildberries были безоружны и «не собирались воевать». Член Национального совета Ингушетии Муса Албогачиев, который принял участие во встрече, заявил позднее, что ее целью было предотвращение конфликта после стрельбы у офиса Wildberries, но Делимханов в ее ходе призвал «рубить головы». Тейп Леймоевых раскритиковал встречу, отметив, что Албогачиев не был уполномочен участвовать в ней. Они также назвали недопустимыми угрозы от Делимханова и предупредили, что «не позволят расправы в Ингушетии».
14 октября Муса Албогачиев вновь прокомментировал встречу с делегацией из Чечни. Он выступил с видеообращением, которое также перевела «Фортанга», и адресовал его членами его тейпа и жителям Ингушетии.
Албогачиев заявил, что принял участие во встрече для предотвращения межнациональной розни после инцидента у офиса Wildberries. По его словам, ему предложила встречу чеченская сторона. Албогачиев принес извинения за свою эмоциональную реакцию в предыдущих выступлениях, признав, что иногда был груб.
В конце видеообращения члены тейпа выразили поддержку Албогачиеву. Он также отметил, что Адам Леймоев не является представителем тейпа, а лишь координатором организационных вопросов. Он пригласил его приехать, чтобы обсудить лично возникшие вопросы.
Слова Кадырова о кровной мести противоречат исламу и чеченским традициям
Объявление кровной мести противоречит российским законам, исламу и чеченских традициям, заявили эксперты изданию «Можем объяснить» (признано иноагентом). По словам кавказоведа Владимира Севриновского, в Чечне одновременно существуют несколько систем права — законодательство Российской Федерации, законы шариата, которые запрещают кровную месть, и адаты. «Глава республики берет элементы из разных систем или придумывает свои и лепит то, что для него удобнее», — заявил Севриновский.
Слова Кадырова противоречат и чеченским традициям, отметил чеченский общественный деятель Шамиль Албаков. По его словам, одна семья может объявить кровную месть другой только лично и только в случае убийства родственника. Ни намерение убить человека, ни бизнес-конфликты не могут быть мотивами для объявления кровной мести. «Когда чиновник сидит на совещании и объявляет кровную месть по телевизору — это форма, непонятная никому», — заявил Албаков.
Объявление кровной мести недопустимо и с точки зрения российского законодательства, так как подпадает под статью 119 УК РФ (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью».
Представители от Ингушетии и Чечни поставили на паузу ситуацию вокруг конфликта у офиса Wildberries в Москве, поскольку ожидают, что последнее слово будет за Кремлем, и что эта история завершится так, как им укажет Москва, считают опрошенные «Кавказским узлом» ингушские и чеченские аналитики.
«Кавказский узел» также писал, что 23 июля Рамзан Кадыров сообщил о встрече с совладельцем Wildberries Владиславом Бакальчуком, пояснив, что у того «серьёзные проблемы» в семье и с семейным бизнесом. Глава Чечни заявил, что «пойдет до конца», чтобы остановить рейдерский захват Wildberries, и указал, что дал поручения по этому поводу депутату Госдумы Адаму Делимханову. Татьяна Бакальчук опровергла версию о рейдерском захвате компании.
Представители главы Чечни помогали Бакальчукам разрешить проблемы с бизнесом восемь лет назад, а минувшим летом Владислав Бакальчук решил обратиться к главе Чечни напрямую, рассказал сам совладелец Wildberries в интервью за несколько дней до стрельбы у офиса компании. Бакальчук добавил, что он жив и на свободе благодаря поддержке из Чечни.
Дружба с Кадыровым не дает гарантии сохранения бизнеса в случае серьёзных претензий силовиков к предпринимателям, однако вмешавшись в конфликт вокруг Wildberries, Кадыров сделал заявку на позиционирование себя как политика федерального масштаба, отметили опрошенные «Кавказским узлом» аналитики.