«Если изменения не произойдут, будущее России под вопросом»

Интервью с российским оппозиционером и правозащитницей Лолитой Цария

— Лолита, какова, на Ваш взгляд, ситуация в сфере прав человека в России? Каково положение с другими демократическими ценностями? Например, каково сегодня быть в России оппозиционером?

-Нарушения прав человека в России столь многочисленны и очевидны, что замалчивать эту тему не может уже даже Путин. В частности, недавно российский президент сообщил, что только за 2015 год в стране произошло свыше 3 миллионов нарушений прав человека. И это только официальные данные! А сколько нарушений не фиксируется! Прежде всего, следует понимать, что нарушение прав человека составляет суть этой системы, а не какое-то досадное отклонение от нормы, как это пытается представить Путин. Существует Совет по правам человека при президенте, но это марионеточная, подконтрольная власти структура. Насколько далеко простирается её конформизм, можно судить хотя бы по реакции председателя Совета Михаила Федотова на нашумевшие прямые угрозы Рамзана Кадырова в адрес оппозиции. Федотов назвал их метафорой. Ясно, что такой Совет не может оказывать хоть сколько-нибудь серьёзное давление на власть, по-настоящему отстаивать гражданские права и свободы.

Между тем, их нарушение происходит в самых разных сферах: от быта до политики. Оппозиция в России переживает тяжёлые времена. Многие активисты были вынуждены покинуть страну из-за угрозы тюремного заключения. Получить срок сегодня очень просто. Достаточно более двух задержаний во время проведения протестных акций в течение полугода. Причем активистов задерживают и на санкционированных, и на не требующих согласования акциях. Так, недавно три года тюрьмы получил Ильдар Дадин, который более двух раз задерживался на одиночных пикетах. Хочу подчеркнуть, что одиночные пикеты не требуют согласования! Однако одиночный пикет очень легко сорвать, подослав провокаторов, которые будут изображать активистов. Реального активиста обвиняют в правонарушении и задерживают, а провокаторов тихо отпускают. Власти очень часто использовали такие провокации с целью срыва протестного мероприятия и задержания активистов. Но в последние годы они совсем не заботятся о соблюдении формальных оснований для задержания. Ведь в протоколе они напишут все, что захотят, а доказать ложность выдвинутых обвинений невозможно, так как во внимание не принимаются свидетельства защиты. После прокатившейся в стране в 2012 году волны массовых акций власти значительно ужесточили Федеральный закон №54 «О собраниях, митингах, демонстрациях и шествиях». Теперь задержания обходятся активистам огромными штрафами и значительными тюремными сроками, т.е административные дела превратились в уголовные.

В последнее время мы наблюдаем, как власть начала преследовать инакомыслящих за перепосты в соцсетях. Так, например, в Твери судят блогера Андрея Бубеева за репост в социальной сети «В Контакте». Это уже второе обвинение. Бубеев был уже осужден на 10 месяцев колонии по экстремистской статье за два других поста, которыми поделился на своей странице. Только вчера Краснодарский краевой суд утвердил приговор Дарье Полюдовой – 2 года колонии-поселения. Два эпизода в деле Полюдовой – это репосты в социальных сетях, один – одиночный пикет с плакатом «Не война с Украиной, а революция в России!»

Что касается массовых мероприятий, то проводить их можно только в «загоне» под бдительным контролем полиции. Как правило, оппозиции отводится место где-нибудь на обочине, так, чтобы мероприятие могло увидеть как можно меньше людей. Ну а освещение деятельности оппозиции иначе как травлей не назовёшь. «Предатели», «враги России», «пятая колонна» — стали самыми обычными определениями оппозиционеров в кремлёвской пропаганде. В обществе создаётся атмосфера нетерпимости по отношению к критикам власти.

— Довольны ли люди существующим положением?

— Судя по рейтингам, Путина поддерживает 86% населения, но я не отношусь к этим данным слишком серьёзно. Многие люди являются просто потребителями СМИ и их мнение может легко и быстро измениться в результате разворота пропаганды в противоположную сторону. Такое в нашей стране уже случалось не раз. Хотя у нынешнего российского президента действительно есть множество сторонников и даже фанатов. Самое негативное во всём этом то, что любовь к стране подменяется низкопоклонством перед властью, начальством. Критикуешь власть, значит русофоб, Родину не любишь. Это, конечно, форма морального давления на общество и, в первую очередь, на инакомыслящих. Если говорить о последних тенденциях, то в связи с экономическим кризисом восторгов в обществе по поводу действий власти поубавилось. Нельзя пока сказать, что наметился рост протестных настроений, но определённое охлаждение наблюдается.

-Не могу не спросить о политике Кремля в отношении Чечни. Систематически поступает информация о вопиющих нарушениях прав человека в этой республике.

-Северный Кавказ вообще превратился в особую зону в Российской Федерации. Концентрация нарушений прав человека здесь больше, чем где-либо. Под особым прессингом находятся мусульмане, молящиеся, в которых видят потенциальных или скрытых экстремистов.

Что касается именно Чечни, то ситуация в республике во многом определяется её особой ролью в имидже российской власти и лично Путина. Для российского президента крайне важно, чтобы в Чечне было «тихо», поскольку эта «тишина» должна свидетельствовать о его якобы победе в борьбе за территориальную целостность РФ. Отсюда явно привилегированное положение Рамзана Кадырова в России. С другой стороны, предоставив Кадырову карт-бланш в Чечне, Кремль серьёзно ограничил возможности в республике федеральных силовиков. Если раньше федералы фактически безнаказанно могли творить произвол в отношении чеченцев, то теперь они ограничены властью Кадырова. Применение насилия стало прерогативой главы Чечни. Как говорится, оба варианта хуже, но сейчас чеченцы, по крайней мере, ограждены от произвола чужаков из центра. Естественно, это вовсе не значит, что ситуация с правами человека приблизилась к норме.

— Каково отношение россиян к гражданам иностранных государств, в частности, к кавказцам на территории России?

-Уровень неприязни к внешнему миру сильно возрос после начала конфликта с Украиной. Пропаганда одновременно и пестует, всячески раздувает национальное самомнение россиян, и прививает комплекс несправедливо третируемых. Однако в пропагандистской концепции произошли изменения. Если ещё несколько лет назад её главными отрицательными героями выступали мигранты из Средней Азии и якобы агрессивные, нарушающие русские обычаи кавказцы, то теперь их место заняли «бандеровцы» и государство Украина в целом. Профессиональных распространителей ксенофобии перебросили на другие темы. Соответственно снизилась озабоченность мигрантами и кавказцами среди простых россиян, что демонстрирует, насколько велика зависимость общества от пропаганды. Тем не менее, ксенофобская карта в любой момент может быть разыграна снова, если власть сочтёт это нужным.

— Вы общаетесь со своими абхазскими соотечественниками, проживающими в России? И если да, то, как они относятся к политике российской власти в целом и по отношению к Абхазии в частности? Довольны ли они уже многолетним российско-абхазским сотрудничеством?

— Соотечественники, с которыми я общаюсь, состою в переписке, это в основном политизированные люди, большие патриоты Грузии. Как и для меня, Абхазия для них – оккупированная грузинская территория, с которой насильственным образом в результате этнической чистки изгнано большинство её жителей. Примириться с этим невозможно. Ведь разрушен целый уникальный мир, сломаны судьбы десятков тысяч людей ! Некогда цветущий край превратился в зону отчуждения. Так называемая независимость Абхазии — следствие агрессивной неоимпериалистической политики Кремля, направленной на подрыв государственного суверенитета Грузии. Аналогичная ситуация и с Цхинвальским регионом. Никакого равноправного сотрудничества между Россией и оккупированными грузинскими территориями не существует. Есть отношения господина и вассалов. И в Абхазии, и в Цхинвальском регионе у власти находятся режимы, полностью зависимые от Москвы. Любые попытки абхазов и осетин выдвинуть хоть сколько-нибудь самостоятельных национальных лидеров, жёстко пресекались Москвой. Вспомните, как был смещён абхазский президент Анкваб, или с каким выкручиванием рук проходили президентские выборы в Цхинвальском регионе. Очевидно, что независимость этих самопровозглашённых республик чистая фикция. Естественно, любой патриот Грузии относится к оккупации её территорий резко отрицательно. Вместе с тем понятно, что это часть общей неоимперской внешней политики, проводимой нынешним российским режимом.

-Как Вам видится будущее России в ближайшей и долгосрочной перспективе и соответственно российско-абхазское сотрудничество?

— Даже согласно официальным источникам, в ближайшие несколько лет страна будет находиться в кризисе. Людям советуют затянуть пояса потуже, но никто из представителей власти не испытывает рефлексий, чувства вины за происходящее. Огромные доходы от распродажи природных богатств России не были использованы для модернизации экономики или были использованы по минимуму. Значительная часть средств банально разворовывалась. Плоды этой разрушительной политики мы сейчас пожинаем. Западные санкции лишь подчёркивают зависимый, сырьевой и насквозь коррупционный характер российской экономики. Кризис рано или поздно должен был начаться и без них. То есть, я хочу сказать, что главные причины кризиса следует искать внутри, а не вовне России. Нынешний президент и его команда будут, конечно, делать всё возможное, чтобы удержаться в Кремле. На международном уровне Путин очень серьёзно дискредитирован, и потеря власти для него чревата тяжёлыми последствиями. Беда в том, что вслед за собой этот режим тащит в пропасть и всю Россию. Учитывая ещё и крайне напряжённую международную ситуацию, можно прогнозировать трудные и рискованные годы.

Ну а восстановление нормальных отношений между Москвой и Тбилиси возможно только после деоккупации грузинских территорий. Ясно, что это возможно только после коренных изменений в российской внутренней и внешней политике. Если они не произойдут, то и само будущее России под вопросом.

Никакого плодотворного сотрудничества между Россией и Абхазией в их нынешнем состоянии не может быть по причинам, о которых я говорила выше .

Поделиться :