Больше года в Грузии правит движение «Грузинская мечта», а в прошлом году представитель этой партии был избран президентом. Эксперты отмечали, что возглавляемое миллиардером Бирдзиной Иванишвили движение делало ставку, убрав с политической арены Михаила Саакашвили, улучшить отношения с Россией. Больших успехов на этом пути Тбилиси не достиг, кроме разве что возвращения на российский рынок «Боржоми» и грузинского вина. Что касается оккупированных территорий: Южной Осетии и Абхазии, то Кремль говорит Тбилиси — нужно признавать реалии. Чему грузин научила история отношений с Россией и как в Тбилиси воспринимают украинский Евромайдан? Об этом «Дню» рассказал грузинский эксперт и политолог Давид Бериташвили.
«НЕ ВСЕ УМЕЮТ ВЫНОСИТЬ УРОКИ ИЗ ИСТОРИИ»
— Не все умеют выносить уроки из истории. У нас, у грузин, это не очень хорошо получается. Путин — один из лучших реализаторов и один из самых эффективных политиков мира. Он сумел обыграть западное сообщество по Сирии: благодаря ему диктатор Ассад выжил. Он ведет игру с Ираном, не соглашавшимся отказаться от ядерной программы, которая вызывает критику на Западе.
Россияне действовали в Грузии так же, как и в Украине. Главная тактика — создание какой-то искусственной проблемы, чтобы потом торговать ею. Например: Россия запрещает минеральные воды и сельхозтовары из Грузии. Появляется искусственная проблема. Постепенно они разрешают ввоз определенных продуктов: «Вот какие мы уступчивые, толерантные»…
Более того, манипулирование территориями — тоже важнейший инструмент арсенала Путина. Речь идет о Приднестровье, Абхазии, Осетии, Карабахе. Все это он держат на крючке. Один из наиболее «легких» крючков — это Крым. Как показывает опыт, если где-то есть российская военная база, то там непременно удачно пройдут все манипуляции. Например, в Приднестровье была база, в Абхазии, Осетии — тоже, и в Карабахе. Вот в Гагаузии не было военной базы, и она пошла по мирному маршруту. Поэтому, мне кажется, наиболее уязвимая часть в Украине — Крым, где можно какую-то бузу поднять.
«РЕАЛЬНОСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ СОЗДАЮТ «ПЛОХИЕ» РЕБЯТА…»
— Недавно глава МИД России Сергей Лавров сказал, что Грузия должна признать реалии после 2008 года. Это все, что заслужила новая власть, демонстрируя новые, более прагматические, отношения с Россией?
— Эта зараза, которая распространяется по миру, называется Realpolitik. Она придумана послерейгановским, послететчеровским, послевойтыловским Западом для того, чтобы оправдывать свою пассивность. «Ну что, если такая реальность есть? — разводят руками. — Мы выскажем свое сильное возмущение…» Реальность на самом деле создают «плохие» ребята. К примеру, Башар Асад; иранское руководство, жаждущее заполучить ядерное оружие; северокорейское руководство со своим оружием и ракетами. Новых реальностей цивилизованное человечество в геополитическом смысле после Рейгана, Тетчер и Войтылы пока что не создало. Сейчас какие-то бесхребетные, бесхарактерные люди. Путин создает новую реальность, захватив две территории, хотя президент Медведев и подписал в августе 2008 года соглашение об отводе всех воинских подразделений на довоенные позиции.
О РОЛИ ОППОЗИЦИИ В ПРИНЯТИИ РЕЗОЛЮЦИИ ПО УКРАИНЕ
— Сейчас многие отмечают, что в Грузии к власти пришла пророссийская «Грузинская мечта». Оправдалась ли ставка Тбилиси на улучшение отношений с Кремлем и можно ли говорить о каких-то результатах?
— Официальный Тбилиси играет неправильную игру. Большего друга для России, чем Михаил Саакашвили, трудно и придумать! Он в одностороннем порядке установил для всех жителей прилегающих регионов России безвизовый въезд, а через несколько месяцев любой гражданин России может въехать на территорию Грузии без визы и находиться там 90 дней. Со стороны России это абсолютно не симметрично. Нужно специальное приглашение, заверенное в жэке…
Нынешние грузинские власти считают, что Путин — это Россия. Они стараются налаживать отношения лично с ним, нравиться ему, пройти на параде Сочинской Олимпиады, например. Были попытки с их стороны обвинить Михаила Саакашвили в развязывании войны 2008 года, хотя все погибшие — русские и грузины — пали на грузинской территории. Это значит, что Грузия никуда не вторгалась.
И тут у парламентского меньшинства настолько убедительные аргументы, что, несмотря на желание большинства угодить Путину, властям приходится считаться с мнением оппозиции. К примеру, в грузинском парламенте была большая борьба по поводу принятия заявления по событиям в Украине. В варианте, который предложило большинство, не было ни малейшего упоминания о том, что Россия продвигает свои интересы в Украине. Меньшинство настаивало, что это должно быть обязательно включено в заявление, и, в конце концов, это предложение было включено. Формулировка была такая: ни одна страна, в том числе, и Россия, не имеют права вмешиваться во внутренние дела Украины.
— А чем объясняется осторожность в высказываниях грузинского президента и премьера насчет украинских событий?
— Это продолжение общей линии — мы должны никоим образом не раздражать Кремль, и тогда он нас пожалеет, и все «на блюдечке» вернет. Мне кажется, это ошибочно — Кремль никогда слабаков не уважал, и любая любезность, с его точки зрения, — слабость.
«СПОСОБНОСТЬ УКРАИНЦЕВ САМООРГАНИЗОВЫВАТЬСЯ У МЕНЯ ВЫЗЫВАЕТ ВОСХИЩЕНИЕ!»
— Как вы оцениваете события в Украине и действия оппозиции?
— Требование отставки Президента — это перебор! Без Азарова, который непременно упадет, да еще с коалиционным паритетным правительством (кстати, если следующим премьером станет, например, Арбузов, разве это снимет противостояние?) глава государства и так окажется в тяжелейшем положении! Именно его руками надо проводить зачистку верхних эшелонов власти, это же азбука политики. Он будет надеяться, что если он сдаст икса, потом — игрека и т.д., лично он, тем самым, спасется…
До 16 января, когда пакета этих законов не существовало, все усилия были направлены на отставку Азарова! Или на проведение досрочных выборов. А тут возникла проблема в связи с этими «драконовскими» законами. Теперь сознание переключается на эти законы — вот бы их отменить! Сразу отставка Януковича становится не первоочередной, а второй. Сначала — законы, а потом — освобождение задержанных людей, вещи, которые Рада должна принять.
Януковичу Азаров не нужен, поскольку Президент не может пожертвовать членами семьи, потому что они ему близки. Но Азарова можно скинуть, чтобы оппозиция, которая гоняется за ним, переключилась на премьера. Это дает Януковичу возможность выиграть еще какое-то время.
— Что вы скажете о Евромайдане?
— Сам же украинский народ и его способность самоорганизовываться у меня просто вызывают восхищение! Бог не дал абсолютно непререкаемых лидеров, но это компенсируется за счет дисциплины. На Майдане нет наркоманов, пьяных не пускают. Там стараются вылавливать различных деструктивных личностей. Очень важно и поразительно, что довольно крупный сегмент Православной и Греко-католической церкви восприняли как свою обязанность поддержать народ. Стараться предотвратить кровопролитие — это производит очень сильное впечатление.