Кавказ Online

Меню
 
Страны
 
Регионы
 
Рубрики

Реклама

  • Разное

    Грузия 2.0: «Люди меняют архитектуру, архитектура меняет общество»

    23/08/2012
    a4archnews.com

    Никогда не поздно учиться. Эта банальная сентенция, на деле очевидна далеко не для всех. Интересно понаблюдать за теми, кто не стесняется признаться себе в том, что что-то не умеет, но с радостью и упорством готов изучать. Такое правило применимо не только к определенному человеку, но и вполне действует по отношению к странам и континентам. Особенно любопытно, когда изменения, видимые невооруженным взглядом, происходят с твоим соседом, а в данном случае: со страной, потому как речь в нашем интервью пойдет о Грузии, которая не боится учиться, не стыдится этого, а наоборот с оправданной гордостью демонстрирует это любому желающему. Грузия у всех на слуху: ее ставят в пример, завидуют, либо с ненавистью смотрят на передовые достижения: "дескать, знаем мы их: всё на деньги запада".

    Почему же мы, архитекторы, не без интереса наблюдаем за современной Грузией? Я думаю, ответ кроется в том, что любой разговор о новой Грузии, большей своей частью напоминает дискурс о современной архитектуре. Надо сказать, это не беспочвенно: новые актуальные здания рождаются точно по мановению волшебной палочки, будоража умы архитекторов и критиков по всему миру. Колоссальный труд, проделанный не только в архитектуре, но и во всей строительный области, - наглядная презентация нового бренда, Грузии 2.0.

    Думаю, теперь для читателя, очевидно, насколько интересно понаблюдать за Грузией глазами её жителя, нашего собеседника, Мики Мачарадзе. Он работает инженером и ведет страницу в социальной сети Facebook, рассказывающую о новой архитектуре Грузии. Мы решили задать ему несколько вопросов, чтобы лучше понять характер и влияния перемен, случившихся в Грузии.

    Мика, вы ведете публичную страницу Brand-New Georgia 2.0 в социальной сети Facebook. Почему вы решили этим заняться, что вас мотивировало, и имеете ли вы отношение к специальному номеру архитектурного журнала MARK, посвященному новой архитектуре Грузии (№ 37, brand new Georgia)?

    К номеру упомянутого вами журнала я, к сожалению, отношения не имею, но именно этот выпуск журнала MARK вдохновил меня на создание публичной страницы, посвященной новой архитектуре Грузии. Сама идея такой страницы у меня появилась задолго до выхода в свет выпуска MARK о Грузии; впрочем, и определение «brand new Georgia» родилось прежде, чем издали номер журнала с таким названием.

    Тем не менее, это ни в коей мере не отменяет очевидных заслуг и безусловного профессионализма сотрудников этого конкретного журнала, рассказывающего о переменах в Грузии сквозь призму архитектуры. Огромная работа проделана европейскими специалистами, неравнодушными к современности и ее проявлениям. Подобные номера журналов, статьи, книги популяризируют положительные тенденции развития в Грузии и, конечно, оказывает ей неоценимую услугу в создании нового имиджа страны. Я же пытаюсь внести свою посильную лепту в этот процесс, и, надеюсь, что все большему количеству людей это будет небезразлично и интересно.

    Грузия стремительно меняется, становясь открытой современной страной. С чем, по-вашему, это связано? Какое место в происходящих переменах занимает архитектура и дизайн?

    «Революция роз» позволила Грузии совершить огромный рывок вперед: заложила фундаментальные основы для последующих позитивных изменений и модернизации страны. Грузия нуждалась в срочных глобальных переменах - она их получила: было проведено огромное количество реформ во всех областях жизнедеятельности государства, преобразилась и политическая риторика страны.

    На фоне крушения устоявшихся стереотипов и неминуемой гибели рецидивов советской системы, в совершенно новых условиях началось восстановление и капитальное строительство городов Грузии: стали появляться современные необычные здания, отличающиеся от привычного людям, и по смыслу и по содержанию.

    Безусловно, роль архитектуры в происходящих переменах огромна: она призвана подчеркнуть радикальное отличие и прозрачность новой системы, показать стремление страны стать новой, обновленной Грузией. Для достижения поставленных задач, в том числе, были приглашены известные специалисты в строительной области и архитекторы с мировым именем: Массимилиано Фуксас (M. Fuksas), Юрген Майер (J. Mayer), Микеле де Лукки (Michele de Lucchi), Альберто Доминго и Карлос Лазаро (A. Domingo and C. Lázaro).

    Министерство внутренних дел в Тбилиси // Michele de Lucchi


    Грузия становится активным участником глобальных процессов, происходящих в мире. Происходит повсеместное внедрение мирового цивилизационного опыта в разные сферы экономики и общественного устройства. Запущен определенный механизм обновления. В чем вы видите его основу и основополагающие принципы? Есть ли причины для опасений по поводу потери самоидентификации, существующих традиционных ценностей и культурных ориентиров?

    На мой взгляд, если выделять основополагающий принцип, являющийся фундаментом для последующей модернизации Грузии, - это, безусловно, повсеместное искоренение коррупции в любых её проявлениях. Преодоление коррупционной составляющей во многих сферах государства дало зеленый свет для последующего развития страны, способствовало укреплению обновленных реформами государственных институтов и началу глубинных процессов в обществе по трансформации взглядов и менталитета в позитивную сторону.
    Причин для опасений по поводу потери самоидентификации, я считаю, нет - во многом данная проблема надумана. В Грузии на протяжении многих веков умеют не только создавать новое, но и с особым трепетом оберегают традиционные ценности и вневременные культурные ориентиры. Каждый, кто приедет в Грузию, может в этом убедиться лично.

    Грузия старается создать благоприятную среду для инвестиций и развития. Тем не менее, большинство новых знаковых зданий современной архитектуры это правительственные учреждения. Насколько активно участвует бизнес в строительстве новой Грузии? Готов ли он вкладывать в долгосрочные проекты?

    Стоит начать с того, что обновленные и новые административные здания и учреждения, это не просто модерновые модные творения архитекторов. Они, помимо всего прочего, включают в себя отлаженную систему услуг и инновационных сервисов для упрощения ведения бизнеса. Государство поддерживает бизнес-проекты, в первую очередь, либеральными законами, различными льготами, развивающейся инфраструктурой.

    Данные условия благоприятствуют долгосрочным инвестициям в экономику Грузии, в том числе, в строительном сегменте. Последний иллюстрацией прекрасной инвестиционной среды может служить намерение американского миллиардера и медиамагната Дональда Трампа осуществить сразу несколько больших проектов на территории Грузии: многофункциональный комплекс Трамп-тауэр в Батуми с гостиницей, апартаментами, офисами и развлекательными заведениями и высотное здание в Тбилиси (инвестиции в проекты составят около 250 млн. дол.)

    Как мы уже упоминали, значительная часть того, что составляет сейчас бренд Грузия, это государственные центры. Понятно, что это связано с желанием властей показать чистоту и прозрачность новой выстроенной системы, на это во многом ориентированы и визуальные образы выбранной архитектуры. Помогает ли она самим гражданам Грузии по-новому взглянуть на отношения с властью и правительством; способствует ли нормализации общественных отношений разных групп населения?

    Вы знаете, общество сильно изменилось за последние несколько лет. Люди с пониманием относятся к проводимым реформам – на себе чувствуют комфорт, прозрачность и доступность новой системы. Хороший тому пример: дома юстиции, объединяющие в себе услуги сразу нескольких ведомств и более трехсот сервисов – здесь можно получить паспорт, оформить заявку на получение гражданства, зарегистрировать предприятие или недвижимость, получить свидетельство о бракосочетание и многое другое. Такое отношение государства к своим гражданам заметно облегчает им повседневную жизнь, избавляет от многочисленных бюрократических проволочек. Дом юстиции - это пятизвездочный сервис с максимальным комфортом и минимальной потерей времени. Среднее время ожидания при обслуживании в домах юстиции составляет меньше минуты, а сам процесс обслуживания в 98% случаев продолжается от одной до пяти минут. Проект настолько удался, что стал известен далеко за пределами Грузии, и министерство юстиции уже начинает делиться своим опытом с заинтересовавшимися им странами.

    В данном вопросе очень важно понимание того, что государственные службы и учреждения стали восприниматься людьми как простой и удобный сервис. Это способствует улучшению отношений между гражданами и государством, а также во многом изменяет мировоззрение людей.

    Дом юстиции в Гурджаани // AG & P


    Создание новой Грузии – это, в первую очередь, инициатива правительства. Участвуют ли в этом рядовые жители Грузии? Какого их отношение к изменению имиджа страны, выбору определенных приоритетных направлений развития?

    Конечно, мне трудно выступать в роли социолога, но я думаю, что подавляющее большинство жителей Грузии положительно оценивают происходящие перемены. Тем более, по глобальным вопросам (таким как интеграция страны в евроатлантические структуры) проводятся референдумы, которые определяют приоритетные направления развития и курс страны. На мой взгляд, это очень демократичная процедура принятия важных решений.
    Ответ на заданный вами вопрос об участии рядовых жителей Грузии в создании новой страны косвенно задевает несколько оставшихся болевых точек: к сожалению, борьба с безработицей, доступное и качественное здравоохранение - по-прежнему приоритетные направления первой необходимости. Указанные и некоторые другие еще нерешенные проблемы тормозят полноценное участие граждан в новой формации общества, предложенной правительством.

    Современная архитектура Грузии последних лет, в том числе, благодаря помощи известных иностранных специалистов, напоминает, фигурально выражаясь, разбросанные «космические станции» среди постсоветского ландшафта. Не проявляется здесь надуманный скачок в будущее, минующий планомерное развитие представлений жителей Грузии о городской среде и традиционных устоев? Адекватно ли воспринимает новые ультрасовременные здания горожанин?

    Пожалуй, на этот вопрос нет однозначного ответа: вокруг новых построек постоянно возникают жаркие споры среди жителей. Не будет преувеличением сказать, что для многих людей это излишне радикальная, «новомодная» архитектура. Существует некоторое опасение, что она может отрицательно повлиять на колорит и ценность исторической застройки грузинских городов.

    Все мы знаем: подобные изменения происходили во многих европейских городах, в том числе, и в таких крупных и богатых архитектурным и историческим наследием, как Париж и Лондон. Достаточно вспомнить Центр Помпиду и эксперименты с хай-теком в центре британской столицы. Сейчас споры вокруг этих городов потихоньку стихают. Жители начинают по-новому воспринимать подобную архитектуру. Думаю, эта перемена в сознании людей произойдет и в Грузии. Люди меняют архитектуру, а архитектура меняет общество.

    Таможенный терминал в Сарпи // J. H. Mayer.


    Новый образ Грузии заметно повысил туристическую привлекательность страны на международной арене. Какие курорты Грузии на данный момент реконструируются? Интересна ли туристам современная архитектура Грузии?

    У Грузии всегда был большой туристический потенциал, исходя из ее географического местонахождения, природного многообразия, многовековой истории и традиций, удивительных памятников, дошедших до наших дней, и, не в последнюю очередь, благодаря грузинской кухне и виноделию.

    В советское время курорты Грузии пользовались большой популярностью. Теперь же вся туристическая инфраструктура, построенная во времена советского союза, устарела и находится в полуразрушенном состоянии. Учитывая высокие возможности Грузии в туристическом бизнесе, правительством была намечена модернизация этой сферы, как одного из приоритетных направлений для развития экономики. Началась масштабная реконструкция курортов, строительство туристической инфраструктуры, восстановление исторических городов и памятников. Открываются совершенно новые туристические направления. Количество одних только горнолыжных курортов выросло с двух до шести. Добавились совершенно новые морские курорты. Если судить по цифрам, то за последние семь лет число визитёров в Грузию выросло в двадцать раз.
    Несомненно, архитектура привлекает туристов. Но это заслуга не только современных построек, но и исторических памятников, богатого культурного наследия, которое восстанавливается и становится доступным широкому кругу интересующихся людей. Очевидно, что для многих кто побывал в Грузии, наша страна стала открытием на мировой туристической карте.

    Rooms Hotel, Степанцминда // Rooms Rooms.




    Полномочия президента Грузии Михаила Саакашвили подходят к концу. В связи с этим возникает вопрос: как вы считаете насколько вероятно, что с его уходом, выбранный и начатый им курс развития страны, в том числе, в строительном сегменте экономики, будет продолжен?

    Я надеюсь, что курс будет продолжен. Конечно, есть оппозиционные силы, которые не согласны с существующим положением вещей и с новой архитектурой. Более того, некоторые из представителей оппозиции обнародовали списки построек, которые будут снесены после их прихода к власти, например, «Мост Мира» Микеле Де Луки в Тбилиси или новое здание парламента в Кутаиси, спроектированное испанским архитектором Альберто Доминго Кабо. Не думаю, что у политических сил, которые начинают свою предвыборную кампанию заявлениями о разрушении уже созданных и признанных построек, есть какие-либо шансы на победу. Хотя в нашем меняющемся мире нельзя отбрасывать ни один вариант развития событий, я все же надеюсь, что кто бы ни занял пост президента страны, это будет, в первую очередь, человек благоразумный.

    Грузия испытывает на себе во многом благотворную экспансию зарубежных специалистов: архитекторов, инженеров, конструкторов. Как на такое положение вещей реагируют грузинские архитекторы? Позитивно ли в целом такое влияние на строительный рынок Грузии? Насколько активно задействованы грузинские специалисты в происходящем?

    В Грузии за годы разрухи образовался большой дефицит специалистов, особенно в строительной сфере. В связи с этим появилась необходимость в привлечении зарубежных профессионалов. Это поспособствовало интеграции Грузии в международный строительный контекст, приобретению полезных знаний и изучению новых технологий. Если мы вспомним опыт развивающихся стран, то часто, благодаря привлечению прогрессивных экспертов, эти государства совершали скачок в развитии. Это повсеместная мировая практика. Тем более, грузинские специалисты на всех этапах старались максимально активно взаимодействовать с приглашенными архитекторами и строителями.

    Так было на первоначальном этапе. Однако, уже сейчас можно констатировать положительные результаты этого сотрудничества. Появляется все больше проектов, которые полностью осуществляются грузинскими проектировщиками. Это всячески поддерживается государством. В Грузии много талантливых архитекторов, у которых появилась возможность реализовать свои проекты; и, безусловно, такое положение дел радует.

    Прокуратура в Тбилиси // Architects of Invention.


    Построено и сделано уже немало - в чем вы видите залог успеха дальнейшего развития? Что необходимо изменить и трансформировать? Какой вы видите архитектуру Грузии в ближайшей перспективе?

    Я считаю, что залог успеха - не сбавлять темпов развития, как в строительном сегменте экономики, так и во всех остальных; тогда у Грузии появятся шансы стать современной, демократической страной с открытым и свободным обществом. На мой взгляд, изменить и трансформировать, точнее снести, нужно построенные в советское время «спальные районы», которые изуродовали существенную часть городов. А на их месте спроектировать и построить кварталы с современной архитектурой. Вообще, в данный момент, Грузия похожа на одну большую строительную площадку, и я уверен, что в самом ближайшем будущем, по завершению всех восстановительных и строительных работ, страна станет очень привлекательной.

    Какое новое здание вам лично кажется наиболее дорогим и ценным из всего созданного за последнее время в Грузии?

    Очень трудно выделить какое-то конкретное здание. Но все же, я бы назвал одну постройку со сложным конструкторским решением и суперсовременным необычным обликом. Для меня это не просто сооружение, а воплощение будущего Грузии. Я имею в виду дом юстиции, спроектированный Максимилианно Фуксасом в Тбилиси. Из всего созданного, для меня этот проект самый значимый. Эта постройка может стать олицетворением победы нашей страны над бюрократией и коррупцией. Будем надеяться на то, что многие поколения будут им гордиться, как символом того, что получилось у Грузии. Думаю, в скором времени этот дом юстиции и другие, открывающиеся по всей стране, станут для многих граждан самыми дорогими и нужными зданиями, куда хочется возвращаться снова и снова.

    Дом юстиции в Тбилиси // M. Fuksas.


    Юрген Майер (немецкий архитектор, руководитель бюро J. Mayer H. Architects, автор множества проектов на территории Грузии) в одном из своих интервью говорит примерно следующее: «Архитектура – это катализатор, а не фон для повседневной жизни. Это то, что провоцирует вас пересмотреть пространственные условия и особенности. Я всегда спрашиваю себя – как мы живем? Как мы относимся к окружающему пространству? Я пытаюсь найти такую архитектуру, которая обладала бы потенциалом для самых непредсказуемых изменений». В связи свыше сказанным хотелось бы уточнить: катализатором чего должна послужить современная архитектура Грузии, с вашей точки зрения?

    То, как мы относимся к пространству вокруг нас, влияет и на отношение друг к другу. На мой взгляд, в высказывании Юргена Майера особенно важно то, что он определяет архитектуру, как катализатор. Архитектура Грузии, в своем современном обличии, может послужить катализатором быстрого развития страны, поспособствовать перевороту в сознании населения, а также стимулировать модернизацию государства. Актуальные здания, известных во всем мире архитекторов, несомненно, являются «фасадом» перемен, служат узнаваемости Грузии. Это её манифест свободной страны.





    * Мнения авторов статей могут не совпадать с позицией редакции. Ответственность за достоверность приведенных фактов несет автор статьи.


    Rambler's Top100 © «Кавказ Online» 2009 г. Информационно-аналитический портал. E-mail: [email protected]
    Новости стран Кавказа, эксперты и аналитики о конфликтах (Северный Кавказ, Южный Кавказ), проблемы развития Кавказа, геополитика Кавказа, экономика и бизнес, народы Кавказа. © "Кавказ Online", 2009
    При цитировании информации гиперссылка на "Кавказ Online" обязательна.