Кавказ Online

Меню
 
Страны
 
Регионы
 
Рубрики

Реклама
  • рц альтернатива пенза отзывы

  • Разное

    Олег Панфилов: «140 народов России сегодня ничего не связывает»

    18/12/2010
    Caucasus Times
    Ислам Текушев

    В журналистике с 1974 года. До 1991 года автор научно-популярных статей в различных газетах и журналах, программы и комментарии на ТВ и радиостанциях. В 1984—1990 гг. автор и ведущий программ «Из глубины веков» и «Память прошлого» на Таджикском телевидении. Работал обозревателем газеты «Комсомолец Таджикистана», собственным корреспондентом «Независимой газеты» по Таджикистану, внештатным корреспондентом агентства «Associated Press», корреспондентом «Gazeta Wyborcza» (Польша), первым заместителем главного редактора журнала «Центральная Азия» (Швеция). В 1993 году директор московского бюро Комитета защиты журналистов, CPJ (Нью-Йорк). В 1994-2000 - руководитель службы мониторинга Фонда защиты гласности. В 1996-2009 - эксперт офиса представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ. С февраля 2000 по февраль 2010 года директор Центра экстремальной журналистики Союза журналистов России. В настоящее время работает на грузинском русскоязычном телеканале «Первый кавказский». Соучредитель общественной организации Georgian International Media Center. С 1994 года работает на Радио Свобода, ведущий программы "Власть и пресса", автор программы "Время и мир".

    Caucasus Times: - Я внимательно следил за беспорядками в Москве. Впечатление от всего происходящего жуткое. От всего веет какой-то необратимостью событий. Пассивность силовиков с одной стороны, и очень слабое осуждение событий руководством страны с другой, наводят на мысль, что сегодня нет в России силы, которая способна остановить этническую вражду?

    O.П: - Здесь все намного проще. Другое дело, что была использована этническая вражда. То, что происходило в Советском Союзе, скрытый национализм – он всегда был. С распадом СССР, возможно для того, чтобы сохранить контроль над населением хоть каким-то образом, национализм стал использоваться в политической борьбе. Поэтому, то, что произошло в Москве, очень напоминает то, что происходило в Таджикистане перед гражданской войной, когда пытались разжечь межнациональную рознь. Сначала армянский вопрос попытались поднять, распространяя слухи о том, что беженцы из Армении будут наделены квартирами, затем произошло убийство русских, с тем, что бы потом ввести российские силовые структуры, с тем, чтобы якобы спасти русских которых убивают таджики. В этой череде можно вспомнить практически все конфликты на постсоветском пространстве, где разыгрывалась национальная карта. То, что Москва это город, где национализм процветает последние 10-15 лет, это ни для кого не было секретом, это всегда чувствовалось, мне - особенно, потому, что я родился в Таджикистане и любой национализм для меня противен. И то, что сейчас произошло, это - такая своеобразная пиар-акция, подготовленная спецслужбами. Думаю что причина единственная – использованы националистические организации для того, чтобы перед выборами окончательно взять под контроль не только остатки оппозиционных сил, но и вообще остатки свободы в любых ее проявлениях.

    Caucasus Times: - Неужели российская власть готова играть на столь опасной для такой многонациональной стране как Россия национальной карте, ведь речь идет в особенности о Северном Кавказе?

    O.П: - А дело в том, что, к сожалению ни в Кремле, ни там, где разрабатываются эти операции, никогда не задумываются о будущих последствиях. Это особенность политики российских властей. Я в связи с этими событиями вспомнил, как в начале 1994 года мы все время говорили о том, что нельзя начинать войну в Чечне, так как это в будущем взорвет весь Кавказ. Что мы имеем сегодня в Дагестане, Ингушетии и Кабардино-Балкарии? Я веду речь о причинно-следственной связи. Но в Москве традиционно не думают о будущем, они пытаются решить проблемы быстро. Если бы они думали о последствиях, то они не вводили бы войска в Афганистан. Если бы они думали о будущем, то не создавали бы ситуации в Абхазии, в Чечне, в Южной Осетии, Карабахе. Практически везде, все военные конфликты на постсоветском пространстве строились ни столько на экономических интересах, сколько на волне национализма. Потому что понятно, что в следствие этих войн никто не может использовать экономический потенциал в сепаратистских регионах, таких как Абхазия. Они используют сиюминутную возможность на волне национализма. Тут нужно сказать еще одну очень важную вещь, о которой боятся говорить. Россия, по существу, искусственная страна, которая была создана в результате захватнических войн. На этой огромной территории, проживают более 140 народов, которых сегодня ничего не связывает. Мало того, появились дополнительные факторы разобщения. На этой территории очень легко разжигать национализм, потому что это люди разных культур, разной веры. Но не смотря на все это, российское руководство строит свою политику исключительно на русском национализме.

    Caucasus Times: - О том, что российские СМИ используют язык вражды, когда освещают события, где хоть как-то фигурируют уроженцы Кавказа и Центральной Азии, уже ни для кого не секрет. Но в те дни, когда шли погромы на Манежной, я с ужасом наблюдал комментарии ряда либеральных изданий, которые обычно сдерживают себя от таких штампов как «кавказцы» и т д. Чем объясняется такое единодушие по отношению к Кавказу в СМИ?

    O.П: - Это, вообще, состояние российской журналистики. У нас много примеров, когда журналисты работали в достаточно либеральных изданиях и как бы пытались приспосабливаться и писать либерально, потом уходили в государственные газеты и менялись. Я скажу, что вообще у российской журналистики нет совести. У них нет этики, а этика это совесть. Правозащитные организации, которые проводят исследования относительно языка вражды, уже давно пишут, что практически все газеты, выходящие большими тиражами, формально независимые, но зависимые от расположения власти - все страдают языком вражды. Прежде всего это «Комсомольская правда», «Московский комсомолец». Ну а о телевидении вообще не стоит говорить, потому что телевидение работает исключительно по указке Кремля.

    Caucasus Times: - В России на законодательном уровне существует ответственность СМИ за клевету государственных чиновников. А есть ли ответственности за формирование негативного образа этносов?

    O.П: - В России существуют законы - начиная от конституции, где записано, что все равны, заканчивая уголовным кодексом, где наступает ответственность за разжигание межнациональной розни. Но в России есть и фольклор, поговорка, которой руководствуются до сих пор: "Закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло". Чиновники, как правило, законами не интересуются, они их не читают. Поэтому и газеты и телевидение руководствуются исключительно тем, что им скажут писать. В моей книге «Информационная блокада Чечни» я как раз подробно описываю ситуацию, когда в Чечне была создана информационная блокада для того, чтобы через российскую прессу создавали образ бандитской территории и т д.

    Caucasus Times: - Я не слышал никаких призывов от региональных властей на Северном Кавказе остановить насилие в Москве. Даже Рамзан Кадыров, который не упускает случая, чтобы лишний раз укрепить свои позиции в качестве государственного политика, ограничился лишь заявлением о том, что чеченцы не примут участие 15 декабря в ответных выступлениях кавказской молодежи в Москве. Как вы думаете, могло бы обращение того же Рамзана Кадырова к российскому руководству снизить напряженность?

    O.П: - Во-первых все руководители северокавказских республик – назначенцы, и они полностью зависят от того, как к ним относятся в Кремле. А то, что практически во всех регионах власть живет отдельно от населения, совершенно очевидно. Я могу вам даже сказать, что неконтролируемый рост национализма и фашистских настроений начинается с семьи, начинается со школы. Моя дочь работает учительницей в России. Она рассказывает, как растет количество детей, которые ненавидят людей других национальностей. Поэтому общество само по себе ксенофобское, националистическое и поэтому для того, чтобы исправить ситуацию, нужно полностью изменить систему власти, которая как я понимаю не будет меняться ближайшие годы, так что ситуация сохраниться. А во-вторых, все-таки надо вспомнить тех политологов, которые говорили о том, что такая огромная страна, в которой живет огромное количество людей разных национальностей, сожительствовать в таком виде просто не может. У России нет гражданской идеологии.

    Caucasus Times: - Лидер парламентского большинства Грузии Нугзар Циклаури обвинил российское руководство в росте национализма в России. Он заявил: "Мы все должны объединиться, с тем, чтобы восстать против смывающей волны, имена которой "Путин" и "Медведев". Одновременно с этим появилось сообщение о том, что один из этносов в Дагестане проситься в Грузию. Значит ли это, что Грузия будет использовать национальную карту против России в своих дипломатических войнах? Можно ли ожидать в ближайшем будущем очередной грузинской инициативы в отношении Северного Кавказа?

    O.П: - Заявление исключительно политическое не имеющее под собой ничего другого. Потому что призвать дигойцев отделиться от Дагестана и от России это значит развивать сепаратизм, от которого страдает сама Грузия. Тут речь совершено о другом. Мы полтора месяца тому назад учредили и зарегистрировали общественную организацию, которая называется «Дом народов Кавказа», где один из учредителей это общественная организация, которая будет способствовать развитию научных, культурных, просто человеческих связей, независимо от того где живут люди на Южном Кавказе или на Северном. Есть и идея, которая обсуждается уже давно. Речь идет о том, что Кавказ должен быть единым. Единый не территориально, а по своей сути, по ментальности, философией по отношению к жизни и к собственным законам. Я думаю, что есть очень много общего между ингушами и грузинами, есть очень много общего между народами Северного Кавказа, но, к сожалению этому всему мешает кремлевская политика не только на протяжении последних 80-ти лет, но и на протяжении последних 200 лет. Это гуманитарная миссия, хотя в Кремле любые инициативы Грузии на Кавказе воспринимаются как антироссийский шаг.

    Caucasus Times: - Не задолго до событий на Манежной Россия выиграла право проводить на своей территории чемпионат мира по футболу. Может ли мировое сообщество каким-то образом отреагировать на рост преступлений на национальной почве в России? Ведь события в Москве и Санкт-Петербурге продемонстрировали насколько далеко зашла это проблема.

    O.П: - С моральной точки зрения, конечно, Россия не имеет права проводить какие-либо международные акции, когда на ее территории есть неспокойные регионы, где убивают людей, тем более, когда имеют место такого рода националистические акции. Но, к сожалению, международные организации, как например такая организация как Международный олимпийский комитет и как ФИФА, больше занимаются политикой, чем реальными вещами. Они совершено не беспокоятся о том, какой уровень безопасности будет и на олимпийских играх и на чемпионате мира по футболу. Но до чемпионата мира еще восмь лет, посмотрим, как будут развиваться события. Кто знает, может так случится, что чемпионат мира будет перенесен.

    Caucasus Times: - В силах ли кавказские сообщества и диаспоры из других стран содействовать снижению напряженности в вопросах национализма в российских городах? Как им защитить себя и свою семью?

    O.П: - Что делать? Есть два выхода. Первый - вернуться домой. Второй - попытаться каким-то образом создавать общественные организации, добиваться от властей исполнения законов. Хотя я очень пессимистично отношусь к исполнению законов в России. Я больше склонен к первому варианту. По крайней мере, знаю, что многие Грузины, которые живут в Москве, потихоньку начинают поковать чемоданы, так как им просто неуютно жить в стране, где людей делят по цвету кожи, вере и по языку. Российское общество серьезно больно национализмом. Молодые люди в России сегодня не знают что такое свобода, что такое равноправие, они выбирают сегодня национализм, и все это будет продолжаться потому, что у страны нет идеологии. А главное -национализм это как легкая простуда - если запустить, потом лечить очень трудно.

    Олег Панфилов — журналист, профессор Государственного университета Илии (Грузия).





    * Мнения авторов статей могут не совпадать с позицией редакции. Ответственность за достоверность приведенных фактов несет автор статьи.


    Rambler's Top100 © «Кавказ Online» 2009 г. Информационно-аналитический портал. E-mail: [email protected]
    Новости стран Кавказа, эксперты и аналитики о конфликтах (Северный Кавказ, Южный Кавказ), проблемы развития Кавказа, геополитика Кавказа, экономика и бизнес, народы Кавказа. © "Кавказ Online", 2009
    При цитировании информации гиперссылка на "Кавказ Online" обязательна.