Кавказ Online

Меню
 
Страны
 
Регионы
 
Рубрики

Реклама

  • Разное

    Арешидзе: "Мы восстановим историческую справедливость"

    24/03/2010
    "Пирвели"||"Кавказ Online"
    Леван Читанава

    Интервью с экспертом по делам Кавказа, Мамукой Арешидзе.

    -Батоно Мамука, как бы вы оценили проведенную в Тбилиси двухдневную конференцию, в рамках которой черкесский народ обратился к парламенту Грузии с просьбой принятия резолюции о признании преступлений, совершенных Кремлем?

    -В данной конференции я не принимал участия, поскольку никто меня не приглашал. Более того: на конференции не была представлена единственная ученая черкеска, работающая в Тбилиси, Тамар Уджуху, а это значит, что проводилась встреча конъюнктурного уровня. В общих чертах, эта попытка черкесов, чтобы Грузия протянула им руку помощи, и разговор о трагедии черкесов на таком высоком уровне, стоит приветствовать. На таком уровне по данному вопросу не было разговора даже в Турции. По моей информации, на конференции речь шла не только о черкесах, но и других кавказских народах, об их положении, и идущих там процессах, что я также приветствую, однако, полагаю, что со стороны Грузии должно было быть более квалифицированное представительство, а из заграницы на самом деле приехали довольно квалифицированные эксперты. Что касается обращения к парламенту Грузии, это не удивительно, и не ново. Такого рода обращений много в мире. Вспомним активность армян, которая получила отзыв, и парламенты Франции, Швеции и Америки приняли резолюции о геноциде армян. Если можно принять резолюции в отношении армян, почему нельзя в отношении черкесов?!

    -По заявлению депутата Гии Тортладзе, данное обращение парламент Грузии непременно рассмотрит в будущем. Как полагаете, какая реакция может за этим последовать со стороны России?

    -В свое время лидерами большевиков были сделаны громогласные заявления о том, что они не являются правопреемниками российской империи, и именно под этой мотивацией отказываются от уплаты финансовых задолженностей российской империи. Следовательно, почему должна Россия удивляться, если Грузия признает факт геноцида черкесского народа российской империей?! Разумеется, это будет неприятным фактом для России, однако не думаю, что у нее найдется серьезный аргумент против Грузии. Россию, в общих чертах, раздражает любое действие Грузии. Превосходно понимаю, что надо считаться с интересами России, однако есть определенные вопросы, которые должны быть подвластны не конъюнктуре, а тем отношениям, которые в течение веков существовали между черкесским племенем и грузинами. Хочу быть объективным, и заявить, что в Абхазии против грузин больше воевало черкесов, чем чеченцев. Отлично помню и то, что когда была осуществлена агрессия 2008 года черкесы в масштабе всего мира у посольств Грузии провели акции в поддержку России. Тогда они руководствовались конъюнктурными интересами, и думали, что этой поддержкой они смогут получить от России согласия по двум вопросам: признание геноцида черкесов, и пересмотр проведения олимпиады в Сочи (как вам известно, Олимпиада проводится как раз на могилах предков черкесов). Однако, как видно, этими акциями черкесы ничего от русских не добились, и наверно, немного пришли в себя. Также важно, что в той черкесской делегации, которая находилась в Тбилиси, есть люди, которые считают, что абхазы должны быть независимыми. Лично я причину того вижу в долгом отсутствии контактов с черкесским народом, и со стороны Грузии в отношении кавказских народов делались лишь неориентированные на результаты шаги, а Россия на этом фоне в течение всего этого времени проводила информационную интервенцию против Грузии. Еще одним неориентированным на результат шагом считаю также недавно принятое парламентом Грузии обращение к парламентам республик Северного Кавказа. Шаги в направлении геноцида черкесского народа, совсем иной вопрос. Возможно, Россия будет в определенной мере раздражена этим, но Грузия достигнет благосклонности черкесского народа, и что важнее всего, признает историческую правду. Также стоит внимания, что де-факто парламент Абхазии, несмотря на неоднократное обращение, не признал геноцид черкесского народа.

    -Вы не раз заявляли, что у властей Грузии нет никакой политики в отношении Северного Кавказа. Сегодня в этом направлении уже делаются определенные шаги. Изменилось ли реально положение, и как бы вы оценили шаги властей с этой точки зрения?

    -Да, какие-то шаги на самом деле делаются, однако пока не видно сформированной программы. Возможно, после прихода нового министра по вопросам диаспор на самом деле появилась такая программа. Вообще, мне представляется, что процесс политизирован и излишне поспешен. Все это можно сделать более динамично, и в лучшей "упаковке", чтобы процесс был более продуктивным. Проведенная в Тбилиси конференция с точки зрения идеи была очень хороша, с точки зрения исполнения - не могу сказать, поскольку, как я уже говорил, не присутствовал на ней, и ничего не знаю. Не могу сказать, как ее результаты будут использованы для сохранения мирных процессов в регионе. Пока, мне кажется, что шаги грузинских властей больше эмоциональные, нежели основанные на холодный разум.

    -Хочу спросить о турецко-американских отношениях, которые обострились после принятия американским конгрессом резолюции о геноциде армян. Не думаете ли вы, что подобные резолюции приведут турецко-армянские отношения к тупику? На ваш взгляд, какие цели преследуют принятия таких резолюций?

    -Я заранее говорил, что налаживание турецко-армянских отношений не так просто, несмотря на то, что этот процесс, на первый взгляд, шел форсированно. Процесс сближения в обеих странах встречает сопротивление. В парламенте и обществе Турции против сближения отношений с Арменией. А в Армении данному процессу, первым делом, сопротивляются военные карабахского происхождения. Известно, что и Карабах выступает категорически против процесса сближения. Ко всему добавляется стойкая позиция Азербайджана, поэтому, этот процесс связан с большими противодействиями. Нельзя сказать, что и позиция России в связи с данным вопросом четкая, поскольку она боится, что инициативу в регионе приберет к рукам Турция. На словах Россия сторонник урегулирования карабахского конфликта, и максимально старается не упустить из-под контроля процесс сближения турецко-армянских отношений. Турция, со своей стороны, видит все, и пытается, не особо включать в урегулировании этой инициативы Россию. Касательно принятой конгрессом Америки резолюции, это в некотором роде является предупреждением со стороны властей США. Лично мне видится, что это часть некоего спектакля, по которой Турции дали понять, что никто ей не даст право свободного действия в пространстве Южного Кавказа. Первым делом, это касается не отношений с Арменией, а с Ираном. Турция захотела прыгнуть выше головы, и добиться лидерства в регионе. Турция решила в условиях общего бойкота углубить отношения с Ираном, и сократить отношения с Израилем. На сегодня напряжены и отношения между Турцией и Израилем. Подобного не происходило в течение десятков лет. Как вам известно, на Ближнем Востоке Израиль является одним из главных союзников США. Если проанализировать все это, то заключение таково: американцы предупредили турков.

    -Как можно урегулировать с учетом перечисленных вами сложностей, вопрос турецко-армянского протокола?

    - И все же, мне представляется, что документ о восстановлении дипотношений будет подписан, однако можно ожидать определенное педалирование вопроса открытия границы. Турция видит отношение международного сообщества, и те определенные требования, которые кулуарно поднимают. Турция ставит вопрос, кто должен контролировать границу Армении? На сегодня там стоят российские пограничники. Это не значит, что Турция имеет право поставить вопрос об отзыве русских с границ, но со стороны Анкары этот вопрос ставится, и подобные вопросы переходят в нескончаемые дипломатические прения. Полагаю, что данный процесс продлится, и никто его не остановит, но когда это завершится, и в какой форме, сказать очень трудно.

    -Обостряется ситуация и между Арменией и Азербайджаном. Президенты этих двух стран открыто делают заявления о военных действиях. Согласно последнему заявлению президента Армении, Ереван объявляет о готовности к войне. На ваш взгляд, насколько реально начало военных действий?

    -Я уже упомянул о спектакле, который разыграли американцы в отношении Турции. Позиция Азербайджана в связи с этим вопросом состоит из PR-шага, так, как Баку абсолютно справедливо оскорблен теми процессами, которые идут вокруг него. Его традиционный партнер Турция внезапно начинает вести политику, которая не выгодна для Азербайджана. Когда началось углубление турецко-армянских отношений, между Анкарой и Баку состоялись консультации, и был поставлен вопрос, как решится проблема Карабаха? Действительно, Анкара тогда дала слово, что во время турецко-армянских переговоров и оформления протокола в него войдет и вопрос урегулирования карабахского конфликта, и во время углубления этих отношений на самом деле рассматривался карабахский вопрос, однако затем разговор на эту тему был прекращен.

    Во встречах турецких и армянских дипломатов карабахский вопрос стал второстепенным. Помните, наверное, когда Барак Обама приехал в Турцию, туда был приглашен и Алиев, но он категорически отказался от поездки в Стамбул до тех пор, пока карабахский вопрос не станет одним из важных вопросов переговоров. Плюс к тому факт, что в Баку сняли флаг на могиле турецких солдат. Тут же хочу сказать очень важную вещь, о чем широкая общественность может и не знать: исходя из особых турецко-азербайджанских отношений, за идущие в Турцию азербайджанские энергоносители Анкара платит совсем иную цену, а затем продает совсем по другой цене Европе. Таким образом, Турция не просто транзитная страна для азербайджанских энергоносителей, но и некий дистрибьютор, и это заложено в турецко-азербайджанские договоренности. Всем этим я хочу сказать, что эти отношения являются отношениями двух братских народов. Исходя из этого, Азербайджан потребовал ответа на все это. Относительно вероятности войны, полагаю, что это часть PR, но с точки зрения количества и вооружения армии, в обеих странах идет очень серьезная подготовка. Все это настолько серьезно, по сравнению с тем, что происходит в Армении и Азербайджане, что разговоры российской политэлиты о том, что Грузия вновь вооружается, и настроения у нее милитаристские, смешны. У Армении есть ракеты S-300, которых в регионе нет ни у кого, и с помощью которой запросто можно разрушить Баку. Азербайджан, со своей стороны, имеет 100 000 солдат и военную технику. По оценке специалистов, хоть армянская армия и малочисленнее, но намного мобильней.

    -В случае, если начнется война, какой должна быть позиция Грузии?

    -Если между Арменией и Азербайджаном на самом деле начнется война, она будет широкомасштабной, отличным от 1998 года противостоянием. Это будет жуткой региональной войной, в которую и Грузия в какой-то форме будет вовлечена. Подразумеваю потоки беженцев, вопрос этнических меньшинств. Примечательно, что в Грузии живут представители обеих стран. Никак нельзя допускать этой войны, поскольку на Южном Кавказе настолько хрупкая ситуация, что в любой войне такого типа непременно окажутся вовлеченными в какой-то форме и государства-игроки данного региона ( имею ввиду США и Россию). Такая война разрушит не только Армению и Азербайджан, но и Грузию.

    -Может ли Грузия оказать хоть какое влияние на все это?

    - В этом случае сдержанная позиция Грузии к отношениям Армении и Азербайджана правильная и приемлемая. К сожалению, после войны 2008 года Грузия потеряла позицию лидера в Закавказье. Исходя из этого, вставать между Арменией и Азербайджаном, когда в урегулировании проблемы включены столь большие страны, и те ничего сделать не могут, просто несерьезно.

    -В этом контексте хочу спросить о решении открытия Ларса, вызвавшего раздражение Азербайджана…

    - Причину раздражения Азербайджана в данном случае понять не могу. Путь снабжения Армении существует и без того, через Поти, например. Следовательно, если кому-то надо доставить груз в Армению, то это можно сделать и железнодорожным путем. Азербайджан просто подозревает, что этим путем в Армению будет входить дополнительное вооружение, однако лично я сомневаюсь, что по этой дороге будет поступать вооружение. Этим путем может быть доставлено военное оснащение для российских баз. Между прочим, между Россией и Грузией существует договор, согласно которому по территории Грузии может перемещаться определенное оснащение (одежда и медикаменты), и этот договор действует поныне.

    -Однако в парламенте Грузии заявляют, что, принимая закон об оккупации, действие данного договора приостановлено…

    -Дай то Бог, чтоб так и было. Закон об оккупации действительно предусматривает это, однако факт, что договор с Россией не отменен, и на фоне, когда между Грузией и Россией нет режима диалога, этот факт порождает много сомнений. В мире существует много прецедентов с этой точки зрения. Возьмем, например, снабжение провиантом базы Гюмры. Что же получается? Для базы той страны, которая ведет войну против тебя, через твою территорию идут запасы. Оппоненты могут сказать, что эти продукты оформят так, что будет не понять, в Ереван они идут, или куда, и на самом деле так и будет, но ведь внутренне знаешь, что это так?! В конечном итоге все это создает дискомфорт. Если власти твоей страны договорились с Россией о конкретных шагах, и это сделано для того, чтобы в будущем были восстановлены дипломатические отношения, тогда это можно понять, однако когда все всё скрывают, и не понять что происходит, разумеется, это раздражает.

    -И напоследок, в т.н. Южной Осетии против Кокойты состоялись протестные акции. Распространилась информация, что Кремль пытается отстранить Кокойты. Какие по вашей информации процессы развивались в Цхинвали в течение акций?

    -Да, в политэлите России идет серьезная борьба за то, чтобы ситуация в отношении т.н. Южной Осетии разрядилась. Проблема заключается в том, что коррупция в Цхинвали достигает безграничной отметки. Об этом открыто говорят не только российские СМИ, но и представители политэлиты. Они оскорблены тем, что какой-то Кокоты крадет их деньги. С другой стороны, часть политэлиты сама вовлечена в эту коррупцию, особенно, люди из Федеральной власти, Ростовской области и представители Северной Осетии. Исходя из всего этого, идет серьезная борьба. У Кокойты есть как сильные противники, так и сильные покровители. Как известно, по приказу Путина, Кокойты на три месяца отстранили от дела, потом Путин встретился с президентом Северной Осетии, который предложил ему привезти Кокойты, чтобы состоялся разговор между ними. Путин категорически отказался. Народ в Цхинвали воспринял это, как конец Кокойты, и митинг был ориентирован на это. Несмотря на все, Кокойты набрал силы и некоторых из зачинщиков митинга арестовал, некоторых прогнал, и разогнал митинг. Несмотря на это, положение Кокойты нельзя назвать устойчивым. От России ждут еще 27 миллионов рублей. Посмотрим, как будут развиваться события.





    * Мнения авторов статей могут не совпадать с позицией редакции. Ответственность за достоверность приведенных фактов несет автор статьи.


    Rambler's Top100 © «Кавказ Online» 2009 г. Информационно-аналитический портал. E-mail: [email protected]
    Новости стран Кавказа, эксперты и аналитики о конфликтах (Северный Кавказ, Южный Кавказ), проблемы развития Кавказа, геополитика Кавказа, экономика и бизнес, народы Кавказа. © "Кавказ Online", 2009
    При цитировании информации гиперссылка на "Кавказ Online" обязательна.