Кавказ Online

Меню
 
Страны
 
Регионы
 
Рубрики

Реклама

  • Разное

    Российские военные базы и исходящие от них угрозы для Грузии

    14/01/2015
    "Georgian Review"
    Екатерина Тевзадзе

    Дислокация военных баз на Южном Кавказе является для России частью достаточно долгосрочного и логически рассчитанного плана. Отдельно стоящая база как таковая ни для кого не представляет угрозу. Для любой военной части жизненно важным является ее снабжение и обеспечение. Со своей стороны подбор местонахождения для военных баз является довольно сложным и комплексным процессом, и учитывает многие важные вопросы. Первым делом это дороги и средства, которыми будет возможно снабжать эту часть как во время войны, так и мира. В противном случае, без необходимого пополнения после того, как иссякнут имеющиеся запасы, эффективная дееспособность размещенных там военнослужащих непременно будет краткосрочной.

    После распада Советского Союза для России актуальной стала проблема сохранения коммуникаций между ее военными базами постольку, поскольку часть этих баз оказалась за пределами ее границ. Вывод военных сил означал для нее уступку стратегических позиций не только в военном, но и политическом свете. Между тем после завершения холодной войны у официальной Москвы не было достаточных ресурсов для защиты долгосрочных интересов, и она постаралась разрешить проблемы по старому принципу "разделяй и властвуй". В Закавказье этот принцип сработал достаточно эффективно и в конечном итоге наступил желаемый для России результат: она укрепила фланг, который был необходим с тем, чтобы сделать следующий шаг, то есть аннексию Крыма, следовательно, для полного развертывания своего флота и охраны черноморского участка границы.

    Чтобы более подробно рассмотреть действия России, следует проанализировать мотивы, лежащие в основе этих действий, и в частности факторы, которые официальная Москва осмысливает, как внешние опасности. Первым делом, это расширение NATO на восток, и непосредственное приближение к ее западным границам. Здесь же, правда, неофициально, и не в краткосрочной перспективе, Китай также осмысливается возможной опасностью. Есть вызовы и из средней Азии, и проблема здесь отягчается тем, что начавшиеся на Кавказе беспорядки на таком фоне могут стать для России опасностью дезинтеграции. Между тем Россия, правда, ценой больших усилий, но смогла добиться контроля над Кавказом, и приобрела здесь союзников.

    Нагорный Карабах, Южная Осетия, Абхазия - в эти конфликты Россия сначала официально включилась только в статусе миротворца, и с помощью миротворческих сил очертила тот отрезок границы, который был нужен ей для подготовки необходимого на Южном Кавказе плацдарма. Необходимости создавать новую инфраструктуру не было, поскольку базы времен Советского Союза были размещены как раз с тем стратегическим расчетом, которые и на сегодня довольно таки естественные для имперских амбиций России. Тем не менее, в отличие от СССР, проблему создает коммуникация, необходимая между этими базами для их использования по реальному назначению.

    С географической точки зрения Россия уже заняла все стратегические высоты. Исходя из рельефа, в случае непрерывного снабжения эти высоты можно достаточно долгое время удерживать. В случае Абхазии и Южной Осетии Россия, так или иначе, решила эту проблему. На данном участке ее задачей в большей степени является установление связи между ними, нежели их обеспечение. Проблема снабжения для нее стоит в военной базе Армении Гюмри, поскольку непосредственной границы у Армении и России нет. С тем, чтобы установить связь между Абхазией и Южной Осетией России придется освоить довольно сложный рельеф, в частности участок Рача-Лечхуми-Они, чтобы обеспечить связь до Цхинвали, а от Цхинвали до Гюмри на участке Грузии у нее уже подготовлен плацдарм. Самым сложным будет связать отрезок линии от Гюмри до Абхазии. В таком случае будет сформирован треугольник, который фактически лишит грузинских вооруженных сил пространства для маневра, и учитывая то, что после аннексии Крыма контроль на Черном Море тоже осуществляет Кремль, не считая Турцию, Грузия фактически будет оторвана от того евроатлантического пространства, к которому стремится.

    На фоне такого развития событий неоднозначную реакцию вызвало в грузинской общественности строительство аваро-кахетинского дорожного участка, российский отрезок которого должен быть завершен в 2015 году, и для чего федеральные власти уже выделили один миллиард рублей. Правда, о военном назначении этой дороги никто не говорит, но еще в 2008 году премьер-министр Путин поинтересовался и откровенно спросил о том, насколько эта дорога могла бы пропустить военные колонны. А в 2012 году Рамзан Кадыров заявил:

    "За горой уже Грузия, экономически нас очень устраивает открыть дорогу. Через час ты уже находишься там. Надеюсь, что там будут перемены, я не вижу будущее Грузии за океаном, им нужен брат".

    Само по себе строительство дорог, или установление иного рода коммуникаций исторически было залогом как культурного, так и экономического развития, однако здесь же следует отметить, что с военной точки зрения те же коммуникации всегда были и остаются приоритетной целью.






    * Мнения авторов статей могут не совпадать с позицией редакции. Ответственность за достоверность приведенных фактов несет автор статьи.


    Rambler's Top100 © «Кавказ Online» 2009 г. Информационно-аналитический портал. E-mail: [email protected]
    Новости стран Кавказа, эксперты и аналитики о конфликтах (Северный Кавказ, Южный Кавказ), проблемы развития Кавказа, геополитика Кавказа, экономика и бизнес, народы Кавказа. © "Кавказ Online", 2009
    При цитировании информации гиперссылка на "Кавказ Online" обязательна.