Кавказ Online

Меню
 
Страны
 
Регионы
 
Рубрики

Реклама

  • Разное

    Почему следует сказать "нет" Евразийскому таможенному союзу?

    10/11/2013
    Центр исследования экономической политики

    Евразийский таможенный союз для многих является аналогией Советского Союза, и примером того приводят достаточно значимые аргументы. Например, то, что членство союза, по существующей на сегодня информации, подразумевает в перспективе: сотрудничество между странами-членами в сфере безопасности на базе Организации договора коллективной безопасности, создание единых военных и полицейских сил для урегулирования внутренних конфликтов с центром обороны в Москве. Единый парламент и единую исполнительную власть; (Создание сверх государственных органов); Единую валюту к 2022 году (предположительно российские рубли); Координацию внешней политики с Россией; Создание единого пространства образования; Единое банковское пространство; Единое таможенное и экономическое пространство.

    Несмотря на это, исходя из профиля нашей организации, "Центра исследования экономической политики", основной акцент мы сделаем как раз таки на экономическую сторону. "Евразийский таможенный союз в рамках евразийского экономического объединения"- в названии этого объединения в основном подчеркивается экономическая тематика. Сторонники членства Евразийского союза тоже сегодня в основном говорят об экономических бенефитах, и в меньшей мере о политической составляющей. На первый взгляд привлекательно выглядит перспектива, что в результате этого для грузинской продукции откроется российский рынок и тем самым гарантировано громадное экономическое продвижение. Детально остановимся на этих ожиданиях и реальной перспективе:

    по состоянию на сегодня Евразийский таможенный союз является формой торгово-экономической интеграции между Беларусью, Казахстаном и Россией. Он предусматривает для государств-членов "единое таможенное пространство, в рамках которого грузооборот не облагается таможенными налогами и не применяются ограничения экономического характера". Однако здесь же есть оговорка о том, что членство этого объединения "не исключает проведение странами специальных защитных, антидемпинговых мер, и мер компенсации".

    Грузия еще была страной-членом СНГ (официально страна вышла из СНГ после войны 2008 года), когда против нее заработало торговое эмбарго (2006 год). К тому же, это эмбарго было связано как раз таки с мерами продовольственной безвредности. Это хороший пример для осмысления того, что членство Евразийского союза не является для Грузии гарантией того, что продукция этой страны не окажется под "специальными защитными" санкциями, о которых говорится в документах таможенного союза. Более того, полагаем, что условия такого рода вложены именно для стран типа Грузии.

    Параллельно и собственно Грузии придется оказать преференции импорту той российской продукции, и стран членов таможенного союза, значительную часть которых сегодня заменяет турецкая, китайская или другая продукция. Это, разумеется, ограничит конкуренцию на рынке Грузии, предположительно отразится на росте цен, и вызовет понижение качества потребляемой продукции. Цена продукции стран не членов, поставленных в другой таможенный режим, может неадекватно подорожать. Следовательно, как и, например, в эпоху Советского Союза, у населения Грузии будет выбор между продукцией, произведенной Россией или остальными странами членами Евразийского союза, и крайне подорожавшей продукцией других стран. Такая перспектива может нереалистично выглядеть в XXI веке, тогда, когда и Грузия, и Россия являются странами членами ВТО. Однако степень реалистичности этого предположения возрастает на фоне условия, которое также вложено в документы Евразийского союза: "Страны члены таможенного союза используют единый тариф и другие единые меры регуляции во время торговли товаром с третьими странами".

    Вступление в Евразийский таможенный союз, как минимум, означает, что Грузии, возможно, придется отказаться от тех преференций, то есть льгот на мировом рынке, которых она шаг за шагом добивалась в период независимости, а также от тех, которых ожидает в ближайшем времени, например, от договора Евросоюза о глубокой и всеобъемлющей торговле (DCFTA).

    Поскольку в настоящее время мы делаем акцент на экономической целесообразности, предлагаем краткую информацию о торговых преференциях, существующих на сегодня для Грузии:

    1. Режим преимущественного содействия (Most-Favored-Nation) - большинство торговых партнеров Грузии являются членами Всемирной торговой организации и, следовательно, торговые отношения со странами - членами ВТО (158 стран) осуществляются на основании "режима преимущественного содействия" (MFN).

    2. Обобщенная система преференций (Generalized System of Preferences - GSP). Основной сутью обобщенной системы преференций (GSP) является установление сокращенных ставок базового импортного тарифа на импортированные товары из стран бенефициаров, что облегчает поступление товаров развивающихся стран на рынки развитых стран.

    3. "GSP+". По состоянию на сегодня Грузия пользуется с Евросоюзом системой "GSP+", дающей возможность, чтобы около 7 200 наименований продуктов грузинского происхождения вошли на рынок Евросоюза по нулевой таможенной ставке.

    4. У Грузии есть свободный торговый режим со всеми странами СНГ и Турцией;

    5. Кроме того, Грузия является бенефициаром обобщенной системы режима преференций следующих стран: США, Японии, Канады, Швейцарии и Норвегии.

    В случае объединения в Евразийский таможенный союз, как минимум торговый рынок Турции, одного из крупнейших торговых партнеров Грузии, уже не будет доступным для Грузии на старых условиях. Пребывание в одинаковых условиях стран-членов является с одной стороны прямым требованием собственно Евразийского таможенного союза, а с другой стороны предварительным условием, озвученным Евросоюзом. А это означает, что евро интеграция и Евразийский таможенный союз являются несовместимыми.

    Сегодня, можно сказать, что Грузия не может освоить подавляющую часть существующих льгот. Однако потенциал огромный, и если правильно работать, задействование всех этих рынков может стать предпосылкой значительного продвижения экономики Грузии.

    Между тем, в случае подписания глубокого и всеобъемлющего торгового договора, у произведенной в Грузии продукции в Европе будут такие же условия реализации, какой пользуется местная, европейская продукция. Правда для этого грузинскому продукту придется соответствовать строгим европейским требованиям, что является достаточно сложным процессом, но зато его качество возрастет и, следовательно, возрастет его экспортный потенциал.

    Рынок Евросоюза охватывает примерно 480 миллионов потребителей, и его комбинированный внутренний валовый продукт составляет 16 триллионов евро. Предполагается, что глубокое и всеобъемлющее свободное торговое пространство минимум на 12% увеличит экспорт из Грузии в Евросоюз, а импорт из Евросоюза увеличит на - 7,5%. Грузинский бизнес станет полноценным игроком внутреннего рынка Евросоюза, и путь к дешевым европейским кредитным ресурсам для него откроется.

    Насколько смогут, и перевесят эти преференции, достигнутые вступлением в Евразийский таможенный союз преференции, и пусть даже полное открытие российского рынка для грузинских продуктов?

    В 2005 году, еще до объявленного Россией Тбилиси эмбарго, тогда, когда Грузия еще была страной членом СНГ, экспорт Грузии в страны Евросоюза значительно превышал показатель экспорта в России. В частности: экспорт в Евросоюз составлял 216 миллионов долларов США в году, тогда как экспорт в Россию был равен 153 миллионов долларов США. Незначительно отставала от России Турция, являющаяся в течение ряда лет одним из главных партнеров Грузии. Весьма важно также, что с российского эмбарго по сегодняшнее время экспорт Грузии в страны, не являющиеся членами СНГ, возрос почти вчетверо, с 241 миллионов до 778 миллионов, и в пять раз превышает экспорт в до эмбарговскую Россию (смотрите диаграммы).

    Это означает, что в данный период Грузия сумела диверсифицировать рынки, освоить новые рынки, увеличить качество продукции и степень своей конкурентоспособности.

    Эти цифры дают примерное представление о том, что теряет Грузия, если изберет членство Евразийского таможенного союза, и будет играть по российским экономическим правилам. Она получит российский рынок по российским условиям, и потеряет успехи, достигнутые на протяжении последних 10 лет на международном рынке наряду с финансовой и экономической независимостью. Евразийский таможенный союз в действительности предлагает странам - членам торговые и экономические правила, основанные на географических границах. Подобные основанные на географических границах экономические отношения являются нонсенсом в эпоху глобальной рыночной экономики, и они фактически толкают стран-членов к самоизоляции, что для стран типа Грузии, которая в настоящее время интегрирована в мировом торговом пространстве, никак не может быть выигрышной.





    * Мнения авторов статей могут не совпадать с позицией редакции. Ответственность за достоверность приведенных фактов несет автор статьи.


    Rambler's Top100 © «Кавказ Online» 2009 г. Информационно-аналитический портал. E-mail: [email protected]
    Новости стран Кавказа, эксперты и аналитики о конфликтах (Северный Кавказ, Южный Кавказ), проблемы развития Кавказа, геополитика Кавказа, экономика и бизнес, народы Кавказа. © "Кавказ Online", 2009
    При цитировании информации гиперссылка на "Кавказ Online" обязательна.