Кавказ Online

Меню
 
Страны
 
Регионы
 
Рубрики

Реклама

  • Разное

    Новые ходы кавказской игры

    21/06/2013

    Дмитрий Авалиани

    Российские правоохранители в результате спецоперации задержали мэра столицы Дагестана, имеющего огромную власть в регионе, и считающегося по влиянию на Северном Кавказе вторым человеком после Рамзана Кадырова.

    Саиду Амирову приписывают не одно нашумевшее убийство. Дагестан остается одним из наиболее горячих точек Северного Кавказа, где число терактов и нападений вооруженных мятежников все больше возрастает, высокая бедность и безработица, а государственные структуры увязли в коррупции.

    Задержание Амирова первая такая акция в отношении местного лидера, что, по мнению экспертов, означает резкое изменении политики Москвы на Северном Кавказе. Это может быть связано с Сочинской Олимпиадой. Однако пока неизвестно, какой даст результат Москве изменение силовым путем статус-кво, сложившегося в регионе на протяжении многих лет.

    Федеральные силовики задержали Саида Амирова 1 июня в собственном доме (который, фактически являлся высеченной в скале крепостью) в Махачкале. Его сначала отвели в свой кабинет в здании мэрии, чтобы в его присутствии изъять необходимые документы. А затем для того, чтобы вывезти его из города на центральной площади приземлился вертолет. В городе было мобилизовано большое количество спецотряда. Амирова доставили в Москву, где по решению суда отвели в следственный изолятор, несмотря на то, что он прикован к инвалидной коляске.

    Член правящей партии "Единой России" Саид Амиров обвиняется в заказном убийстве следователя в 2011 году. По информации следствия, в этом деле у Амирова были два соумышленника, высокопоставленные чиновники силовых структур Дагестана. Не исключено, что им предъявят еще несколько обвинений.

    Операция задержания мэра Махачкалы готовилась два года - заявил руководитель следственного комитета России Александр Бастрыкин. "Предстоит еще большая работа по доказыванию целого ряда серьезных преступлений, которые совершены в этой республике этой организованной группой, по сути дела, преступным сообществом "- отметил Бастрыкин.

    До задержания мэра федеральные органы провели в Дагестане несколько операций по задержанию нескольких представителей местных силовых структур.

    "Кровавый Рузвельт"

    Так прозвали нынешнего мэра Махачкалы в 1993 году, когда на него было осуществлено вооруженное нападение. Тогда пуля повредила Амирову позвоночник и приковала его к инвалидной коляске, как президента США Франклина Рузвельта. Всего на Амирова было осуществлено 12 нападений, из-за чего он заслужил еще одну кличку - "Саид бессмертный".

    Саид Амиров с 1991 года был заместителем главы правительства Дагестана. В 90-х годах в Дагестане обострилась борьба за влияние между разными кланами, результатом чего и были постоянные нападения на Амирова.

    Касательно титула "кровавого", Амиров его заслужил за то, что многие заказные убийства в Дагестане приписываются ему. Среди убитых члены местного правительства, депутаты, журналисты и криминальные авторитеты, все, кто мог создать хоть какую-то опасность влиянию всемогущего Амирова.

    С 1998 года "Рузвельт" занял кресло мэра. Однако его влияние значительно выходило за рамки компетенции градоначальника. Местные жители утверждают, что в период пребывания Амирова мэром коррупция и произвол достигли неслыханных масштабов.

    В городе интенсивно продавали парки и территории морской набережной, строительства приняли хаотичный вид, а в тендерах, объявленных мэрией, тратились гораздо больше суммы, чем реальные цены.

    В текущем году Министерство регионального развития России присвоило Амирову звание лучшего мэра страны.

    Горячая точка

    Дагестан этнически наиболее пестрый регион Кавказа. В регионе 14 языков имеют государственный статус. Еще с советских времен система власти опиралась на сохранение шаткого баланса между крупнейшими этническими группами. Согласно переписи 2010 года, аварцы составляли 29% населения, даргинцы 17%, кумыки и лезгины 15% и 13%.

    Так же, как и большинство других субъектов Северного Кавказа, Дагестан является бедным дотационным регионом. По данным 2010 года внутри валовый продукт на душу населения в Дагестане составлял 2 600 долларов США. До 80% его бюджета пополнялся федеральными дотациями.

    Между тем регион характеризуется высокой рождаемостью, в населении высокая доля молодежи и относительно высокая безработица, в особенности среди молодежи. А это хороший фон для разжигания конфликтов.

    После завершения второй чеченской войны и укрепления промосковского режима Рамзана Кадырова в Грозном, эпицентр борьбы между федеральным правительством и мятежниками переместился в соседний Дагестан. Теракты, в том числе осуществленные террористами самоубийцами, обычное явление для региона. Мятежники, скрывающиеся в лесах, периодически осуществляют нападения на силовиков и государственные органы. Причем количество таких нападений из года в год увеличивается.

    Еще более напрягает положение внутреннее противостояние на религиозной почве между последователями традиционного ислама и салафитами (вахабитами). Последние часто становятся жертвами насилия со стороны государства, которое отвечает на теракты террором, силовики притесняют не только вооруженных повстанцев, но и мирных салафитов. А за этим в части населения следует еще большая озлобленность и агрессия.

    "Новая кровь"

    "Закон и правопорядок, исполнение которых требует глава государства Владимир Путин, пришли в Дагестан"- так прокомментировал факт задержания Саида Амирова исполняющий обязанности президента Дагестана Рамазан Абдулатипов.

    Владимир Путин назначил Абдулатипова исполняющим обязанности главы региона в январе. Он сменил на этом посту даргинца Магомедсалама Магомедова. Магомедов принадлежал к влиятельному клану в Дагестане. Однако по информации российских источников, федеральное правительство было недовольно его деятельностью.

    Аварец по происхождению Рамазан Абдулатипов ветеран российской политики: еще в 1990 году он руководил Советом национальностей в Верховном совете России. Работал на разных должностях в правительстве, а также послом в Таджикистане. Фактически впервые после 1991 года во главу Дагестана встал человек, который не принимал участия в местных клановых противостояниях.

    Собственно Абдулатипов не скрывает, что его главная миссия, установить порядок. Он также заявил, что "стыдно, чтобы Дагестан жил за счет других регионов".

    Абдулатипов с большой вероятностью будет официально назначен главой Дагестана, для этого необходимо, чтобы законодательный орган, избранный в сентябре в результате местных выборов, утвердил его кандидатуру.

    Начало "поворота?"

    Известие о задержании Амирова шокировало Дагестан - заявил "BBC" редактор газеты "Дагестанская правда" Гази Гасаиниев. По его словам, версии о происшедшем отличаются, одни верят официальной версии, другие полагают, что просто идет передел сферы влияния. По его словам, возможно у Амирова была претензия на пост президента республики и власти решили устранить его.

    Со своей стороны обозреватель Иван Сухов не исключает, что эта спецоперация может стать началом широкомасштабной борьбы против преступления.

    "The New York Times" отмечает, что дело Амирова может вызвать "цепную реакцию" в Дагестане, "где власть скурпульезно распределена между множеством соперничающих кланов, десятками этнических групп, законными и незаконными вооруженными формированиями".

    По мнению эксперта "Карнеги-Центра" Алексея Малашенко, Амиров являлся "некой опорой" и отставка или задержание кого-либо другого не вызвало бы подобного эффекта на Северном Кавказе.

    Большинство экспертов уверено, что решение о задержании влиятельного мэра было принято непосредственно в Кремле. Обозреватель издания "Krishen Science Monitor" отмечает, что задержание мэра Махачкалы "может стать началом более масштабной кампании Кремля на Кавказе в преддверии Сочинской Олимпиады".

    Русский журналист Павел Шеремет также считает, что " в Дагестане Кремль перешел к масштабному и жесткому наведению порядка по всей вертикали власти".

    "Если хотите представить эффект в Дагестане и на всем Северном Кавказе от ареста Саида Амирова, просто пофантазируйте на тему ареста Юрия Лужкова во времена его мэрства. Не фантазируется?! Таким же невероятным казался и арест Амирова — политика, мифологизированного при жизни. Это не просто знак того, что Кремль перешел в Дагестане в атаку, это буквально ультиматум местным кланам о капитуляции. "- отметил журналист.

    По его мнению, "Москва не разыграет сложных комбинаций с кланами и группировками Дагестана, а постарается подчинить всех одной силе, и трудно было придумать лучшую демонстрацию серьезности намерений, чем задержание влиятельнейшего человека".

    Российский политолог Сергей Маркедонов заявляет, что Москва была вынуждена вмешаться в местное управление, установленное на насилии, кланах и коррупции, "но уход Амирова означает не только освобождение кабинета, но и передел сфер влияния и важно, чтобы этот процесс не пошел на самотек"- говорит эксперт. По его мнению, нынешнему главе Дагестана, у которого нет собственной команды, будет трудно сохранять контроль над ситуацией без помощи Кремля.

    Тем временем известный обозреватель Юлия Латынина полагает, что задержание влиятельного высокопоставленного чиновника означает изменение в корне модели управления Дагестана: "В Москве пришли к выводу, что беспредел местных дагестанских элит является главной причиной нестабильности и усиливающихся салафитских настроений и что единственный выход из положения — это замена управления через местные элиты прямым правлением даже не Кремля, а Лубянки".

    По словам Латыниной, если такая модель будет успешной, это станет поворотом в кавказской политике Москвы. Однако, по ее мнению, она "будет не более успешной, чем предыдущая, при которой мэр Махачкалы получал звание лучшего мэра России и приглашал от имени «Единой России» голосовать всех за Владимира Путина ".

    Латынина полагает, что в этом случае единственной выигравшей стороной останутся салафиты.

    Алексей Малашенко обращает внимание на еще одну опасность, связанную с нарушением этнического баланса. " Если в Москве не подстраховались, то конфликт между даргинцами и аварцами будет очень дорого стоить всем ".

    Политика, которую Кремль осуществляет по сегодняшний день на Северном Кавказе, предусматривала выделение щедрых дотаций для регионов и пренебрежение коррупции и насилия местных элементов – главным было получать из регионов желаемые избирательные результаты. С этой задачей элиты хорошо справлялись.

    Тем не менее, "дело Рузвельта" стало первым сигналом за последние 10 лет, что время неприкосновенности истекло. Очевидно, Кремль не доверяет местным властям и хочет установить на Северном Кавказе прямое управление. А претворять этот план начал с самого сложного региона. Однако сложно прогнозировать, какой даст результат нарушение баланса сил, сформировавшегося в течение ряда лет, насколько смогут власти Путина справиться одновременно с местными коррумпированными кланами и вооруженными мятежниками?

    Тем более что изменение правления будет основано не на демократических реформах, развитии гражданского общества и политическом плюрализме, а коррумпированные структуры и структуры насилия сменят такие же структуры, но только подчиняющиеся центру. В таком случае не исключается, что Москва может полностью потерять контроль над регионом.





    * Мнения авторов статей могут не совпадать с позицией редакции. Ответственность за достоверность приведенных фактов несет автор статьи.


    Rambler's Top100 © «Кавказ Online» 2009 г. Информационно-аналитический портал. E-mail: [email protected]
    Новости стран Кавказа, эксперты и аналитики о конфликтах (Северный Кавказ, Южный Кавказ), проблемы развития Кавказа, геополитика Кавказа, экономика и бизнес, народы Кавказа. © "Кавказ Online", 2009
    При цитировании информации гиперссылка на "Кавказ Online" обязательна.