Кавказ Online

Меню
 
Страны
 
Регионы
 
Рубрики

Реклама

  • Разное

    Какую армию должна иметь Грузия?

    24/06/2016
    Анано Квачантирадзе
    "Ньюпост"

    По мнению бывшего министра обороны правительства Саакашвили Дмитрия Шашкина, отказ власти и Министерства обороны от призывников может иметьдве причины: либо чтобы свести к нулю обороноспособность, либо является "апофеозом невежества".

    Грузинская армия должна быть укомплектована призывниками или должна перейти на контрактную основу? Это вопрос, который с достаточно большой актуальностью стоит в грузинской реальности. Этот вопрос вызвал различие мнений как в политическом, так и военном спектре, а также в обществе, однако мало кто знает, что значит и подразумевает по своей сути все это.

    После назначения Тинатин Хидашели руководителем оборонного ведомства Грузии государственный министр заявила, что вооруженные силы готовы отказаться от обязательного призыва. По заявлению министра обороны, она, как руководитель оборонного ведомства, решила, что с 2017 года не должно быть обязательного военного призыва.

    Тем временем Министерство обороны Грузии с 31 мая 2016 года призывает граждан в вооруженные силы, и предлагает им пройти контрактную военную службу. На контрактную военную службу принимаются по 4-летнему контракту призывники от 18 до 35 лет, и молодые люди, прошедшие обязательную военную, или военную контрактную службу.

    "Ньюпост" связался с бывшим министром обороны Дмитрием Шашкиным по данному вопросу. По словам Шашкина, в вопросе обороноспособности необходимо, чтобы страна определилась, какие вызовы и задачи стоят перед ней, и в соответствии с э тим создать войска, которые в необходимое время смогут полноценно защитить интересы и территорию страны:

    "Существует актуальный спор о том, следует построить вооруженные силы на системе призывников или на профессиональном уровне, то есть укомплектованные из офицеров, солдат, сержантов, находящихся на контракте. Когда разные люди вступают в эти дебаты, они стараются обосновать на примерах разных стран какая из них лучше. Таких аргументов не существует, поскольку невозможно скопировать пример какой-нибудь страны по этому конкретному вопросу.

    Следует понимать, что главное, чтобы страна определила для себя, какие задачи стоят перед вооруженными силами. Какие вызовы стоят перед страной? Все нормальные, адекватные страны всегда определяют на основе этих вызовов, какими должны быть войска. Например, одним из самых важных компонентов вооруженных сил Соединенных Штатов Америки является флот, авианосители играют чрезвычайно большую роль в обороноспособности США, поскольку перед ними стоят задачи, для которых необходим флот, так как они не ожидают первым делом проблем от соседей, с которыми имеют общую границу. Важным компонентом являются морская пехота и вооруженные силы, которые, так сказать, находятся на кораблях. В Великобритании тоже одной из главных ударных сил является флот, подавляющее большинство противовоздушных оборонных систем размещено на кораблях, а не на суше. Во Франции большое значение придается наземным вооруженным силам. Если рассмотреть все страны, создание, развитие их вооруженных сил зависит от задач, которые стоят конкретно перед этой страной.

    У Грузии четыре соседа - Армения, Азербайджан, Турция, и Россия. Главным вызовом нашей страны, и, следовательно, вооруженных сил, разумеется, является Россия. Мы на данном этапе не ожидаем угрозы от Турции, Армении, или Азербайджана, нам создает опасность Российская Федерация. Исходя из этого, главным вызовом для наших вооруженных сил является оборона от Российской Федерации"- заяви Шашкин.

    Бывший министр говорит о тех уроках, которые получило оборонное ведомство Грузии от августовской войны 2008 года. По словам Шашкина, после российско-грузинской войны 2008 года Грузия определила, что стране необходима подготовленная 100 тысячная армия, чтобы можно было защитить страну с четырех направлений: Абхазии, Цхинвали, Черного моря, и Гюмри.

    "Активная фаза войны 2008 года дала много уроков нашему объединенному штабу. Один из уроков был состоял в том, чтобы защитить наши территории, исходя из количества городов и сел, периметра той конкретной территории, живая сила, необходимая для защиты страны от Российской Федерации, которая может атаковать с четырех сторон, это Абхазия, Цхинвали, море и Гюмри, Армения, где находится российская военная база. Милитаристическая политика России является для нас опасностью, она наш враг. Для того чтобы мы могли защитить территорию нашей страны, Грузии необходимы 100 тысячные вооруженные силы. Количество наших вооруженных сил сейчас составляет около 25 000 человек. До 2008 года власть Грузии естественно, понимала это, и мы огромное внимание уделяли резерву, велась подготовка резерва, и призыв в резерв.


    Второй урок, который мы извлекли из активной фазы войны 2008 года, это то, что резерв в том виде, который существовал до 2008 года, не отвечал тому вызову, который стоял перед нашей страной. До 2008 года тот состав резерва в ходе месячных курсов переподготовки учился стрелять, разбирать и собирать оружие, проходил боевые тренинги, но в течение одного месяца невозможна была популяция резерва с регулярными частями. Несмотря на то, что в 2008 году на призыв явился абсолютный состав резерва, его интеграция в вооруженные силы была весьма трудной. Поскольку в 21-м веке во время войны перед войсками стоят очень разные вызовы, в условиях, если управление войсками без внутренней коммуникации является невозможным, тогда коэффициент эффективности личного состава очень низкий. Батальон, находящийся в составе регулярной силы, кроме того, что знает как вести бой, знает, как выполнить приказ, и когда сделать конкретный шаг. Причиной того, что произошло с резервом в 2008 году, несмотря на то, что по месту назначения явился полный состав, был очень низкий уровень коммуникации и взаимодействия резерва и регулярных сил. Наладить это за месяц действительно было невозможно, поэтому после 2008 года мы начали чрезвычайно важную реформу, касающуюся того, что наши вооруженные силы должны были иметь смешанную систему, половину должны были составлять призывниками, и половину профессионалы, то есть находящиеся на контракте офицеры и солдаты. Если бы у нас было 12 000 призывников в год, мы могли сократить срок службы призывников до одного года и получали израильскую и эстонскую модель, где у призывников были частые увольнительные, чтобы не отрываться от семьи, и была возможность не потерять работу, которая была у них, и об этом заботилось государство. По нашему плану, в 2017 году у нас был бы резерв из 60 000 человек, подготовленный так же, как и регулярная армия. Вдобавок к этому, 25 000 регулярных вооруженных сил, и 15 000 добровольного резерва. Этим мы закончили бы перспективу мобилизации 100 000 живой силы, чтобы защитить наши территории"- говорит Дмитрий Шашкин.

    Бывший министр прокомментировал инициативу власти, согласно которой следует отменить систему призывников, и перейти на контрактную армию - "таким образом у Грузии будет 25 000 профессиональных военных, что с точки зрения безопасности ничего не дает":

    "Нынешняя власть уже заявила, что с будущего года мы переходим только на контракты. Здесь не идет разговор о том, что лучше, если бы мы были такой же богатой и такой большой страной, как Соединенные Штаты Америки, я бы сказал, что контракты хорошо, поскольку создаешь профессиональную армию, и это больше ответственности и возможности. Мы очень маленькая страна, мы не так богаты, как Израиль, который создает армию призывников.

    На данный момент ни власть, ни министр обороны, которая вообще не понимает эти темы, и которую спрашивают о бронемашине "Дидгори" а она отвечает, что это не в ее компетенции, не понимают всего этого. Не понимает также и руководство Министерства обороны, к сожалению, объединенный штаб не выражает громогласно свою позицию, как выражал после 2008 года, когда объединенный штаб требовал увеличить количество призывников, чтобы иметь подготовленный резерв.

    Весьма важно, что когда мы в 2004 году начали создавать профессиональную армию, тогда все стратегические партнеры доказывали нам, что Грузии нужна маленькая армия, приблизительно на 5 000 человек, чтобы принимать участие в международных миссиях, и миновать локальных опасностей. Нам доказывали это тем, что Россия не начнет военную операцию против нас. Это доказывали нам политики Белого Дома. Все помнят известную фразу Буша: "Я заглянул в глаза Путина, и увидел, что этому человеку можно верить". Тогда в США было ощущение, что Путин человек, с которым можно говорить. Война 2008 года показала всем, что мы были правы, когда говорили, что этот человек неадекватен. Весь мир увидел это. Исходя из этого, будет у нас 5 тысячная профессиональная или 25 тысячная армия, в случае агрессии этого недостаточно.

    Все те, кто сейчас старается заработать себе политические очки на этой теме, должны задать себе простой вопрос: существует ли гарантия того, что Путин вновь не постарается вторгнуться на нашу территорию? Такой гарантии не существует, и мы должны быть готовы ко всему. Что мы сделаем? В таком случае встанем на колени и сдадимся, или защитим свою родину? Все нормальные люди скажут, что мы должны защищать свою родину"-говорит Шашкин.

    Он приводит пример афганской войны, которая, по его мнению, способствовала развалу Советского Союза. Шашкин приводит фразу Черчилля, что Россия уважает только силу, а 100 тысячный военный состав как раз таки был бы выражением силы, который был бы для северного соседа откровенным мессиджем, что у Грузии есть силы защищать свои интересы и свою территорию:

    Когда мы говорим о 100 тысячном корпусе, суть этого разговора в том, что мы отправляем откровенный мессидж Российской Федерации, и этот мессидж очень простой - мы защитим нашу территорию, защитим нашу Родину, и как говорил Черчилль, единственное что уважает Россия, это сила, и что уважает Путин, это сила.

    В России есть генеральный штаб, где работают профессиональные офицеры, во время любой военной операции, интервенции, когда включаются военные силы, они планируют возможные потери. У руководства Российской Федерации много минусов, но есть одно, что они знают прекрасно - они учатся на своих ошибках. Они знают, что Афганистан был одной из причин того, почему развалился СССР. Распалась громадная империя зла, которая контролировала все, но афганская война внесла большой вклад в развал Советского Союза. Несмотря на то, что телевидение, радио, и газеты писали, каким хорошим является коммунизм, когда в села и города России начали приходить цинковые гробы из Афганистана, никакие СМИ не могли это скрыть, потому что это были реальные цинковые гробы, реальные трупы российских солдат, которые приходили в села и города. Именно поэтому взорвалась эта империя зла изнутри. И сейчас, когда российские вооруженные силы воюют в Украине, на границе с Российской Федерации стоят мобильные крематории, то есть они сжигают свои трупы, чтобы цинковые гробы не приходили в села и города, чтобы не повторился афганский сценарий.

    Когда мы говорим, что можем поставить 100 тысячный корпус чтобы защитить нашу территорию, Российской Федерации откровенно говорим, что им будет нелегко вторгаться в Грузию. Это будет ценой больших жертв. Цинковые гробы находятся в прямой корреляции с властью Путина, и правлением Путина"- считает бывший министр обороны.

    По мнению Дмитрия Шашкина, отказ от призывников со стороны власти и Министерства обороны, возможно, имеет две причины: возможно, это делается для того, чтобы свести обороноспособность к нулю, или же это "апофеоз невежества":

    "Численность вооруженных сил, перешедших на контракт, будет доведено до 20 000 профессионалов. Финансовая разница между призывником и солдатом контрактником 10 000 лари в год. Если оставить 10 000 призывников, им надо платить зарплату 10 000 лари в год, они пойдут из бюджета. Это будут деньги, которые мы тратили на вооружение и подготовку, и в этом случае эта сумма пойдет на заработную плату. Главная привлекательность призывника не финансовая прибыль, а то, что он боец резерва. Можно вызвать в любое время, и у нас будет подготовленный солдат. В течение пяти лет у нас был бы подготовленный резерв на 60 000 человек. Между тем, резерв является огромной силой.

    Если следовать теориям заговоров, то можно сказать, что это делается для того, чтобы свести к нулю обороноспособность страны. То есть, это сознательное вредительство, так как этим наносится вред нашей обороноспособности, или же это апофеоз невежества. Иного объяснения не существует"- говорит Дмитрий Шашкин.





    * Мнения авторов статей могут не совпадать с позицией редакции. Ответственность за достоверность приведенных фактов несет автор статьи.


    Rambler's Top100 © «Кавказ Online» 2009 г. Информационно-аналитический портал. E-mail: [email protected]
    Новости стран Кавказа, эксперты и аналитики о конфликтах (Северный Кавказ, Южный Кавказ), проблемы развития Кавказа, геополитика Кавказа, экономика и бизнес, народы Кавказа. © "Кавказ Online", 2009
    При цитировании информации гиперссылка на "Кавказ Online" обязательна.