Кавказ Online

Меню
 
Страны
 
Регионы
 
Рубрики

Реклама

  • Разное

    Военно-миротворческая история Грузии

    13/01/2015
    "Georgian Review"
    Георгий Мучаидзе

    Грузия является одним из самых крупных контрибьюторов среди государств-нечленов NATO. В течение ряда лет в процентном количестве она была второй среди сил коалиции в миссии ISAF и выполняла задачи в самой горячей точке Афганистана, провинции Гильменд.

    Грузия включилась в международные операции еще в 1999 году. Первое грузинское миротворческое подразделение отправилось на Балканы в составе батальона Турции. Опыт, который получили грузинские военные вместе с российскими миротворцами в миссиях Самачабло и Абхазии качественно отличался от того, что требовали западные стандарты. Необходимы были иного рода знания, ресурс, база, и возможность приобретения которых не было тогда у государства, и тем более, у вооруженных сил. Несмотря на это, все равно была сделана амбициозная заявка о вносе своего вклада в глобальную безопасность. С помощью турецких вооруженных сил был подготовлен один взвод, который выполнял свои задачи в Косово, в городе Мамуше. "Максимальная польза минимальными ресурсами"- так можно назвать результат командировки тогдашнего взвода. Грузия, пусть с малочисленными силами, все-таки стала вносящей свой вклад в деле установления глобального мира. Позже это подразделение увеличилось до роты, на этот раз уже в составе германской бригады. Личный состав обучался именно по тем стандартам, что и военнослужащие стран-членов NATO. Для грузинских офицеров и солдат взаимодействие с вооруженными силами NATO и стран-партнеров вышли за рамки теоретических знаний.

    Параллельно в 2003 году грузинский флаг появился в рамках миротворческой миссии Ирака. На этот раз в другом составе и с другими задачами. Отличалась также и политическая среда, и требовалось убедить союзников, что у Грузии были необходимые ресурсы для участия в этой операции. Здесь же следует отметить, что несколькими годами ранее (2001 г.) Соединенные Штаты Америки начали осуществление "Программы учения и оснащения", в рамках которой поэтапно следовало подготовить 4 грузинских батальона. Однако были ограничены условия использования этих подразделений. Отправка в иракскую миссию подготовленного по этой программе подразделения была исключена. Грузинская сторона должна была проявить другие возможности. Выбор был остановлен на инженерном взводе. В данном контексте постсоветский опыт Грузии для заминированного российскими боевыми средствами Ирака оказался приемлемым для коалиционного командования. К этому добавилось еще одно легкое пехотное подразделение, у состава которого был опыт с балканской миссии. После курса переподготовки грузинские военные в малочисленном составе еще раз присоединились к международным миротворческим силам. Несмотря на ограниченные ресурсы, наряду с повышением боевого опыта личного состава, еще одним принципом, которым действовало тогдашнее политическое и военное руководство, было позиционирование флага в таких важных процессах, как установление мира в международном масштабе. Такого рода включенность государства с малочисленными и ограниченными ресурсами было приемлемо для всех сторон.

    С 2004 года грузинская сторона изменила подход, и в течение года отправила два батальона в операцию "Свобода Ираку". Контингент разместился на передовых операционных базах в Багдаде и Бакубе, и в основном исполнял задачи по поддержке безопасности в составе американского подразделения. А в 2007 году это число еще больше возросло, и достигло бригады. Следовательно, возросли и их операционный ареал и ответственность. Грузинская бригада полностью отвечала за провинцию, и действовала независимо. Именно с этого отрезка времени Грузия является первой среди стран-партнеров NATO, и второй в коалиционных силах по численному составу. С другой стороны для Грузии одна пятая боевых подразделений (силы) находится за ее пределами. Во время ротации это число возрастало до двух бригад. В тот период ни политическим, ни военным руководством не ставился вопрос, насколько целесообразно концентрировать такую силу за пределами страны. Участие в миротворческих миссиях являлось приоритетом, и подтверждающим шагом стремления к NATO.

    Гораздо более малочисленным было подразделение, выполняющее миссию NATO в Афганистане с 2004 года. Первая рота выполняла задачу безопасности выборов. После первой ротации миссия не возобновлялась до 2010 года. Заявка об участии в Афганистане была сделана в 2009 году. На этот раз задачи и ареал боевых действий качественно отличались по сравнению с Косово и Ираком. Здесь противник был более опытным, чем подразделения гвардии Саддама Хуссейна или действующих в Косово группировок. Отличался также род операций:

    патрулирование, обыск и кордон, устройство засады, рейды - что требовало особой подготовки. Ответственность за учения взяли на себя морские пехотинцы Соединенных Штатов. В 2010 году усиленный батальон отправился в наиболее горячую точку Афганистана, провинцию Гильменд. Это вызвало разнообразие мнений в общественности Грузии: "чужая война" или "путь в NATO"- позиции на эту тему не являются едиными и на сегодня. О том, что Грузия должна быть включена в процессы глобальной безопасности, не спорят, однако в какой форме, и с какими силами, является главным вопросом в грузинской общественности.

    Миссия в Афганистане продолжается по нынешнее время, и как уже стало известно, Грузия примет участие также и в рамках пост-ISAF миссии, подразумевающем учения и помощь регулярным силам Афганистана. Четырехлетняя миссия не прошла без потерь: в 2010-2014 годах в Афганистане погибли 29 грузинских военнослужащих.

    Миротворческие миссии для вооруженных сил Грузии не ограничивались только флагом NATO. На этот раз с 2014 года под миссией Евросоюза в Республику Центральной Африки отправились два взвода. Их главной задачей является обеспечение охраны аэропорта. С учетом того, что аэропорт является стратегическим объектом и относится к числу приоритетных мишеней, на грузинское подразделение и на этот раз возложена ответственная задача. Первая ротация уже осуществлена, однако пока не до конца ясно, сколько времени будет развеваться грузинский влаг на африканском континенте.

    И наконец, с 1999 года по сегодняшний день грузинский флаг позиционировал во всех горячих точках вместе со странами-членами и партнерами NATO. Путь, который прошли вооруженные силы постсоветской страны к евроатлантической совместимости был достаточно сложным, однако результативным. В декабре 2014 года еще одна рота завершила этап учений, и с 2015 года уже в составе постояннодействующих сил быстрого реагирования NATO она выполнит задачи широкого спектра, начиная с подготовки плацдарма для широкомасштабных действий сил NATO, включая гуманитарные операции, что со своей стороны будет логическим продолжением пути, который начался с одного взвода на Балканском полуострове в 1999 году.






    * Мнения авторов статей могут не совпадать с позицией редакции. Ответственность за достоверность приведенных фактов несет автор статьи.


    Rambler's Top100 © «Кавказ Online» 2009 г. Информационно-аналитический портал. E-mail: [email protected]
    Новости стран Кавказа, эксперты и аналитики о конфликтах (Северный Кавказ, Южный Кавказ), проблемы развития Кавказа, геополитика Кавказа, экономика и бизнес, народы Кавказа. © "Кавказ Online", 2009
    При цитировании информации гиперссылка на "Кавказ Online" обязательна.