Кавказ Online

Меню
 
Страны
 
Регионы
 
Рубрики

Реклама

  • Разное

    Война, которую начинали не мы

    03/05/2013

    Давид Баташвили

    На пресс-конференции, проведенной 10 апреля 2013 года, Бидзина Иванишвили сказал несколько предложений о российско-грузинской войне 2008 года. В тот же день российские СМИ пестрили его цитатами, сопровождающимися такими заголовками, как "Грузия признала, что она начала войну в 2008", "Грузия признала собственную неадекватность во время войны 2008 года", "Грузия признала, что была виновата в войне с Россией в 2008 году", и многие другие.

    В упомянутые несколько предложений премьер-министр смог вложить катастрофическую ложь. Наиболее тяжелым среди этой лжи является заявление премьера, что военные части Грузии "начали боевые действия до того, как Россия пересекла границу".

    Реальные факты явствуют о противоположном. Российские регулярные войска начали входить в Цхинвальский регион в первые дни августа 2008 года, после того, как 2 августа закончились военные учения "Кавказ-2008".

    5 августа разведывательный батальон 33-й горной мотострелковой бригады прошел Рокский тоннель и вошел в Грузию. К тому времени российские регулярные военные части в Цхинвальском регионе уже насчитывали 1200 военнослужащих, тогда как по существующим договорам в Цхинвальском регионе допускалось присутствие только 530 русских миротворцев. Эти факты зафиксированы в опубликованном в 2009 году международном исследовании "Пушки августа" (The Guns of August 2008: Russia’s War in Georgia). А 6 августа "Независимая газета" наряду с другими российскими средствами массовой информации сообщала, что дорога северней от Рокского тоннеля была полна грузовыми и бронированными машинами российских войск, направляющимися к тоннелю. К 4 часам утра 7 августа МВД Грузии добыло записи разговоров местных бойцов, где речь шла о танках и бронированных машинах, вошедших из России через Рокский тоннель в Цхинвальский регион. В тот же день, в 17:00 часов российский телеканал "РТР Планета" передал заявление Сергея Багапша, в котором он выражал надежду, что в связи с Цхинвали все будет хорошо, поскольку, по его словам, в регионе находился "батальон Северокавказского военного округа".

    После войны в российских СМИ были опубликованы многие интервью российских военных, где они рассказывали о своих героических делах во время войны. В нескольких случаях проговорились о том, что части этих военнослужащих находились в Цхинвальском регионе до начала военной операции грузинских войск. В том числе командир роты I батальона 135-го мотострелкового полка Денис Сидристый сказал в интервью, что после завершения учений "Кавказ-2008" его часть осталась вблизи от границы Грузии, а 7 августа получила приказ о переходе в Цхинвальский регион, что и было осуществлено в тот же день.

    К тому моменту, когда в 23: 30 часов 7 августа президент Саакашвили издал приказ о начале военной операции, ряд российских военных частей уже пересекли границу Грузии. Среди них были части 135-го и 693-го мотострелкового полка и подразделения спецназначения ГРУ. Эти последние, в частности части 10-й и 22-й бригад ГРУ находились непосредственно в городе Цхинвали, и утром 8 августа вошли в бой с грузинскими боевыми подразделениями.

    Помимо российских регулярных военных частей, в первые дни августа в Цхинвальский регион из России также входили боевые группы "добровольцев". 4 августа Эдуард Кокойты заявил, что в Цхинвальский регион вошли 300 добровольцев из Северной Осетии, и что скоро их количество увеличится до 2 тысячи. Тем временем, заместитель губернатора Ростовской области Дмитрий Водолацкий заявил, что в области шла мобилизация казацких добровольцев для отправления в Цхинвали. Этот процесс был организован государством, добровольцы собирались на государственных пунктах мобилизации. Их большинство прикрепили к 19-й мотострелковой дивизии, которая в последующем приняла активное участие в войне с Грузией. 5 августа представитель цхинвальских сепаратистов Дмитрий Медоев заявил, что первые группы казацких добровольцев уже вошли в Цхинвальский регион.

    Заключение комиссии Тальявини подтверждает тот факт, что еще до официального начала (8 августа) российской военной операции в Цхинвальском регионе находились российские регулярные военные части, не относящиеся к миротворческому батальону. А также в заключении сказано, что "в начале августа из территории Российской Федерации предположительно происходил вход добровольцев и наемников в Южную Осетию через Рокский тоннель и перевалы кавказского хребта".

    Следует отметить, что подготовка России к военной операции против Грузии шла многим раньше, нежели российская армия начала бы пересекать государственную границу Грузии 2 августа 2008 года. В апреле 2008 года Россия начала вводить дополнительные силы в Абхазию. 21 апреля Москва заявила о вводе в Абхазию батальона 7-й десантной дивизии, что являлось нарушением ее миротворческого мандата. В тот же период Россия также направила в Абхазию две роты специального назначения. А 3 мая она ввела в Абхазию подразделение железнодорожных войск из 400 человек, которое отремонтировало железную дорогу до Очамчиры. Этот факт также нарушал миротворческий мандат России. Ремонт железной дороги был завершен 30 июля, то есть почти за неделю до войны. Во время войны данная железная дорога была использована для переброски в Западную Грузию многих российских военных частей и их тяжелой техники.

    С 15 июля до 2 августа вблизи от границы Грузии Россия проводила масштабные военные учения "Кавказ -2008". В ходе этих учений российским солдатам раздавали информационные листы под названием "Боец, знай своего вероятного противника". Содержанием листа являлось описание грузинской армии. После учений участвующие в них военные части остались у границы Грузии в полевых условиях, и в положении высокой боевой готовности. Как сказано выше, их часть пересекла границу Грузии еще до военной операции грузинской армии, а остальные сделали это в последующие дни.

    К акции против Грузии Россия также готовилась политически. 14 февраля 2008 года Путин заявил, что на случай признания Косово у России подготовлены планы действия. 17 февраля Косово объявила независимость, которую в последующие дни признали многие государства. Вскоре же стало ясно, о каких планах говорил Путин.

    6 марта Россия вышла из договора от 1996 года, который запрещал ей устанавливать отношения с Абхазией. 21 марта российская Дума призвала правительство, признать независимость конфликтных регионов Грузии. 3 апреля Путин направил письмо лидерам сепаратистов, в котором обещал им поддержку. А 16 апреля Путин издал приказ, согласно которому российские государственные структуры должны были установить формальные отношения с сепаратистским руководством обеих конфликтных регионов Грузии. Затем уже началась военная подготовка, которая увенчалась августовской военной агрессией.

    Политическая и военная подготовка России в предвоенный период само собой указывает на то, что это была целенаправленно запланированная и последовательно осуществленная военно-политическая операция. Эта операция была обусловлена стратегической целью России в отношении Грузии. Однако некоторые при большом желании могут закрыть глаза на эту очевидную реальность и сказать, что Россия не начала бы войну, если бы не действия грузинских властей. Это дело этих людей. Однако говорить о том, будто российские войска не пересекали нашу границу до того, как Грузия начала военную операцию, напрямую противоречит подтвержденным фактам и, следовательно, просто является ложью.

    Непонятно, почему и для чего говорит премьер-министр Грузии эту ложь, которая наносит тяжелейший, непоправимый вред жизненным интересам Грузии.

    Вдобавок к этому факту другие вредящие действия последнего времени правительства в отношении вопроса оккупированных территорий. В парламент внесен законопроект, по которому незаконное пересечение границы Грузии на участке Абхазии и Цхинвальского региона будет караться в административном порядке, тогда как то же самое нарушение на остальной границе Грузии карается уголовным законом. Если парламент утвердит этот законопроект, получится, что у Грузии два типа границы: одна "настоящая", а вторая "менее настоящая". Кроме того, министр юстиции и главный прокурор заявили о новом расследовании августовской войны. В случае если из-за политических стремлений правящей силы заключение этого расследования не будет совершенно адекватным, мы можем искусственно загнать себя в положение Сербии, на которую в глазах международной общественности возложена вина за агрессию в Косово, в результате чего ей было отказано в суверенном праве на этот регион. Причинение подобного вреда нашей стране нашими же стараниями было бы чрезвычайно экстравагантным, и вероятно беспрецедентным действием в истории человечества.

    В итоге все это выглядит весьма тяжко и странно. Разумеется, нельзя сказать, что правительство Грузии нарочно действует против интересов Грузии, однако следует признать, что своими ошибками оно делает многое, чтобы создалось именно такое впечатление.






    * Мнения авторов статей могут не совпадать с позицией редакции. Ответственность за достоверность приведенных фактов несет автор статьи.


    Rambler's Top100 © «Кавказ Online» 2009 г. Информационно-аналитический портал. E-mail: [email protected]
    Новости стран Кавказа, эксперты и аналитики о конфликтах (Северный Кавказ, Южный Кавказ), проблемы развития Кавказа, геополитика Кавказа, экономика и бизнес, народы Кавказа. © "Кавказ Online", 2009
    При цитировании информации гиперссылка на "Кавказ Online" обязательна.