Кавказ Online

Меню
 
Страны
 
Регионы
 
Рубрики

Реклама

  • Разное

    Последний бросок России на юг и геополитические перспективы Грузии

    18/01/2013

    Алеко Квахадзе

    Несколько лет назад в Москве была опубликована книга одного из самых одиозных депутатов российской Думы, Владимира Жириновского, «Последний бросок на юг». В книге приводится авторское видение геополитического будущего России, которое предусматривает первым делом укрепление позиций России в регионе Ближнего Востока, и значительный прорыв в южном направлении.

    На фоне южной политики России все более актуальным становится вопрос, что произошло в Грузии первого октября? Кто сделал шаг вперед, Грузия или Россия? Есть ли у Грузии геополитическое будущее, и каково оно?

    С тем, чтобы ответить на эти вопросы, вкратце пересмотрим геополитическую историю России. С тех пор, как в эпоху Петра I Россия из геополитического объекта превратилась в геополитического субъекта, она начала занимать нишу, которую занимала Монголия Чингиз хана. Геополитик и языковед Николай Трубецкой называл это пространство монголосферой. Россия смогла занять стратегические территории Урала и Сибири, и обосновалась в т.н. сердце (heartland) Земли, укрепив тем самым свое геополитическое положение. Однако, для достижения окончательной мировой гегемонии России всегда был необходим прорыв на юг, в частности, владение незамерзающими южными морями.

    У России было несколько больших попыток броска на юг. Можно смело сказать, что этот процесс начался в 1783 году с Георгиевского трактата. В виде разрозненных грузинских княжеств российская империя впервые установила контроль над незамерзающей набережной Черного моря. Для укрепления контроля этих территорий Россия путем геноцида черкесов, этнической чистки абхазов и аджарских грузин, смогла очистить стратегический берег Черного моря от потенциальных конкурентов. Об этом свидетельствует тот факт, что российские имперские силы противились заселению на черноморском побережье населения Гурии и Мингрелии.

    Второй попыткой броска на юг можно считать интервенцию Советского Союза в Афганистан. Если посмотреть на политическую карту Средней и Южной Азии, воочию увидим стратегическое положение Афганистана. Он находится на развилке исламского мира, Индии и Китая, что создает большой транзитный потенциал. А также из Афганистана рукой подать до Пакистана и Индийского моря, выход на берег которого превратил бы Россию в сверхдержаву, владеющую всеми четырьмя океанами. По известным причинам второй южный бросок России был безуспешным.

    После развала Советского Союза российские империалистические силы осуществили стратегическое отступление и прибегли к политике т.н. "сжигания мостов", что дало результат в конфликтах Карабаха, Таджикистана, Грузии и Молдовы. Такая политика в 1994 году вернулась России бумерангом в виде двух чеченских войн.

    После прихода к власти Владимира Путина актуальной стала новая геополитическая доктрина России. Данную доктрину, базируясь на предшественников (Трубецкой, Гумилев, Леонтьев) разработал русский философ Александр Дугин, и называется она евразийской. Евразийская доктрина осмысливает превращение основанного на многие культуры постсоветского пространства, Ближнего Востока и Южной Азии в единый политический, культурный и экономический блок, который со своей стороны будет противовесом евроатлантического альянса.

    В Евразийском союзе осмысливается также и Грузия. Однако какое она занимает место в концепции Дугина? Можно сказать, что единственным консенсусом всех российских геостратегов является десуверенизация и расчленение Грузии. Для них и, следовательно, для Кремля, только в таком виде приемлема евразийская интеграция Грузии.

    Однако есть ли у России ресурсы нового южного броска? Арабская весна показала непрерывное шатание лояльных к России ближневосточных режимов. Процесс демонтажа режима Башара Асада тоже вопрос времени. После падения Асада откроется связующий Персидский залив и Европу путь, который будет способствовать экспорту арабской нефти и газа в Европу в обход России.

    В отличие от российской империи и Советского Союза, современная Россия не имеет какую-либо эффектную сверхэтническую идеологию, которая хоть немного окажет конкуренцию демократии и гражданскому обществу. Можно сказать, что Российская Православная Церковь является последней соломинкой, за которую держится Кремль во время внешней экспансии.

    Россия не способна оказать конкуренцию экономике Европы, США и Китая. Налицо демографическая катастрофа в Российской Федерации. На фоне миграции китайцев, и естественного прироста нерусского населения, все более масштабный характер принимает массовая утечка этнических русских из Сибири, Дальнего Востока, Северного Кавказа и Поволжья. Со временем в целом ряде регионов создастся вакуум, в заполнении которого большая роль будет возложена на Грузию.

    В результате девятилетнего прогресса Грузия взяла на себя функцию локомотива кавказского региона. Грузинское государство разработало модель адаптированной для Кавказа модернизации и вестернизации. Перенос в Кутаиси парламента Грузии является значительным залогом превращения Тбилиси в политический, культурный и экономический центр Кавказа. А также в запланированном строительстве порта и аэропорта Лазики проявляются контуры хаба нового регионального масштаба. Исходя из этих явлений, ускорение деоккупации территории Грузии, прямо пропорционально ослаблению империалистической политики России.

    Глядя на эти события видно, что идет большая геополитическая шахматная партия с целью установления нового мирового порядка, эндшпилем которой будет дислокация шестого флота на Черном море. Трудно сказать, когда наступит этот этап. А проведенные в Грузии последние парламентские выборы являются одним из очередных ходов этой крупной шахматной партии, и если не обращать внимания на определенные отрицательные тенденции, это шаг вперед для демократизации страны. Между тем 10, 20, 30, и пусть даже 50 лет, меньше секунды в системе отчета геополитического времени.

    В долгосрочной перспективе Грузия играет в беспроигрышную игру, и каждую неудачу следует рассматривать не как катастрофу, а как стратегическое отступление. Если падение Константинополя в 1453 году, и перекрытие шелкового пути вынудили Европу открыть Америку, то перекрытие Россией единственного связующего пути с Китаем привело Запад к Грузии. А это означает, что грузовые эшелоны по железнодорожной линии Лондон-Самтредиа-Дели (1) будут проезжать во множестве.
    ______________

    (1) Фраза принадлежит грузинскому общественному деятелю Теймуразу Закрадзе.





    * Мнения авторов статей могут не совпадать с позицией редакции. Ответственность за достоверность приведенных фактов несет автор статьи.


    Rambler's Top100 © «Кавказ Online» 2009 г. Информационно-аналитический портал. E-mail: [email protected]
    Новости стран Кавказа, эксперты и аналитики о конфликтах (Северный Кавказ, Южный Кавказ), проблемы развития Кавказа, геополитика Кавказа, экономика и бизнес, народы Кавказа. © "Кавказ Online", 2009
    При цитировании информации гиперссылка на "Кавказ Online" обязательна.