Кавказ Online

Меню
 
Страны
 
Регионы
 
Рубрики

Реклама

  • Разное

    Перспективы урегулирования конфликта спустя 20 лет после войны в Абхазии

    24/08/2012
    Резонанси
    Дитер Боден

    14 августа, ровно 20 лет назад грузинские войска под командованием министра обороны и главы Национальной гвардии Тенгиза Китовани пересекли реку Ингури и направились к столице Абхазской автономной республики, городу Сухуми. Некоторые детали этой военной операции до сих пор неизвестны. Неизвестно, действовал ли Китовани по приказу Шеварднадзе или нет. Шеварднадзе всегда категорически отрицал это. Также неизвестно, какой вклад внесла в это дело Россия.

    Во всяком случае, последствия безответственного шага Китовани хорошо известны. Именно это и вызвало войну между грузинами и абхазами, которая продолжалась больше года. Количество погибших достигло приблизительно 8 тысяч человек, около 220 тысяч грузин стали насильственно перемещенными лицами, а большая часть Абхазии превратилась в руины.

    Мы получили ситуацию, которую можно назвать «замороженным» или «затянувшимся» конфликтом. В его урегулирование все более активно вмешивалась международная общественность, но, к сожалению, какого-либо ощутимого результата до сих пор не видно.

    На сегодня Кавказ – это не только три республики на юге, но и Северный Кавказ, территория Российской Федерации. Они являются горячими точками планеты и представляют собой очаг напряженности. Это особенно тревожит Европу, поскольку она непосредственно соседствует с этим регионом.

    В двадцатую годовщину наступления Китовани на Сухуми возникает несколько интригующих вопросов, которые, в сущности, упираются в один: почему отрезок времени в 20 лет оказался недостаточным для урегулирования конфликта? Ниже мы предложим несколько, так сказать, «экспериментных» ответов.

    а) Правда, конфликт начался внутри одного государства, но вскоре он приобрел такой характер, который можно назвать «большой игрой в стратегически важной сфере мировой политики». Это, разумеется, в первую очередь, касается России, которая на протяжении 200 лет управляла Грузией и ныне смотрит на нее как на естественный объект собственных интересов.

    Помимо России, тут же присутствуют и другие игроки, которые тоже имеют интерес к Южному Кавказу – соседние Турция и Иран, а также США. Несогласованность их интересов не раз мешала процессу урегулирования конфликта. Хотя, следует отметить, что без участия и сотрудничества этих сил такое урегулирование также немыслимо.

    б) Вторая причина неуспеха – те вялые усилия, которые предпринимали международные организации (в первую очередь, ООН, ОБСЕ, а также Евросоюз) в процессе посредничества и координации в конфликте. Тогда налицо был не только дефицит политической активности, но и отсутствие системной и последовательной политики в отношении миротворческого процесса.

    Видимо, симптоматичным признаком именно этих обстоятельств является тот факт, что ни одна из перечисленных выше международных организаций не смогла исключить возобновление военных действий в августе 2008 года. Хотя было бы несправедливо оценивать работу международных участников только через призму катастрофы 2008 года. Они же в течение 15 лет сумели сдерживать возобновление конфликтов в Грузии, несмотря на множество кризисных ситуаций. Кроме того, разработанные ими концептуальные видения могут оказаться весьма полезными в будущем.

    г) Никто и никогда не сомневался в том, что основная инициатива по урегулированию конфликта должна идти от Грузии, а международные организации в этом отношении должны играть вспомогательную роль. К сожалению, в реальности, так было не всегда. В критические моменты переговоров часто имела место деструктивная бескомпромиссность. По статусу сепаратистских территорий обе стороны занимали максималистские позиции – абхазы требовали полной независимости, а грузины – безусловного возвращения региона в состав Грузии.

    А теперь давайте поставим вопрос: какая перспектива урегулирования конфликта существует в настоящее время?

    Нет смысла отрицать, что в этом отношении ситуация довольно тяжелая. Российско-грузинская война в августе 2008 года еще больше усугубила положение, в результате чего, отношения между Тбилиси и Москвой были свернуты. Россия вместе с четырьмя другими странами признала независимость Абхазии, а это означает, что она уже даже формально не пытается исполнять роль координатора. Именно в результате усилий России ООН и ОБСЕ лишились мандатов участников урегулирования конфликта. На сегодня существует только единственный формат – женевские переговоры, на которых противостоящие стороны могут встретить друг друга в присутствии посредников. Несмотря на их трехлетний срок, результаты этих переговоров весьма скромные.

    В настоящее время нет другой альтернативы, кроме наращивания усилий для урегулирования конфликта. Ситуация напряжена, как раньше, так и сейчас и в будущем она может выйти из-под контроля, как это произошло в 2008 году. Поэтому, в первую очередь, необходимо твердо договориться и при этом в качестве гарантов должны выступить заинтересованные международные силы.





    * Мнения авторов статей могут не совпадать с позицией редакции. Ответственность за достоверность приведенных фактов несет автор статьи.


    Rambler's Top100 © «Кавказ Online» 2009 г. Информационно-аналитический портал. E-mail: [email protected]
    Новости стран Кавказа, эксперты и аналитики о конфликтах (Северный Кавказ, Южный Кавказ), проблемы развития Кавказа, геополитика Кавказа, экономика и бизнес, народы Кавказа. © "Кавказ Online", 2009
    При цитировании информации гиперссылка на "Кавказ Online" обязательна.