Кавказ Online

Меню
 
Страны
 
Регионы
 
Рубрики

Реклама

  • Разное

    Религиозное большинство, меньшинство и равенство в Грузии

    14/07/2011
    "NetGazeti"

    Как определил парламент вопрос регистрации религиозных объединений, что и почему требует Православная Церковь, начнет ли парламент работать над изменениями в налоговом кодексе, которые должны обеспечить такую же доступность льгот для религиозных меньшинств, какую по конституционному соглашению имеет Православная Церковь?

    Законодательные изменения

    Изменения в Законе, которые утвердил парламент Грузии 5 июля, дают возможность всем религиозным объединениям зарегистрироваться как юридическое лицо публичного права. До того подобная возможность была только у Православной Церкви.

    По старому законодательству, для получения юридического статуса религиозные меньшинства могли зарегистрироваться, как некоммерческие единицы частного права. Парламент Грузии 5 июля утвердил изменения в Гражданском Кодексе, которые дают религиозным объединениям право выбора: они могут зарегистрироваться как юридические лица публичного права, в то же время при желании данный пункт не ограничивает религиозное объединение, зарегистрироваться как некоммерческое юридическое лицо частного права или функционировать как незарегистрированный союз. Согласно изменениям, Национальное агентство публичного реестра может зарегистрировать религиозные объединения, имеющие исторические связи с Грузией, или такие религии, которые признаны религиозными объединениями в странах Совета Европы.

    Непонятно, как должен Публичный реестр установить историческую связь религиозных объединений с Грузией,- считает парламентский секретарь Ассоциации молодых юристов Грузии Татули Тодуа.

    Являются ли изменения значительными для религиозных меньшинств

    В разных отчетах, касающихся свободы религии в Грузии, правовой статус не является самой главной проблемой, однако речь о нем действительно идет. Согласно отчету омбудсмена Грузии за 2010 год, проблема в том, что «одна часть религиозных объединений по-прежнему отказывается регистрироваться по правилам действующего законодательства», но в рекомендациях омбудсмена речь не идет о законодательных изменениях в связи с этим, в отличие от иных более серьезных вопросов, которых коснемся ниже. Более подробно об этом можно прочитать в отчете Бюро по вопросам демократии, правам человека и труда Департамента США за 2010 год «О международной свободе религии».

    «Некоторые религиозные группы выражали недовольство по поводу того, что вместо религиозной группы были вынуждены зарегистрироваться такого типа единицей (некоммерческое юридическое лицо частного права), с целью получения юридического статуса и налоговых льгот»- говорится в отчете.

    По данному отчету, «представители католической церкви особо отмечали свое недовольство в связи с вариантами регистрации, что по их заявлению было «оскорбительно для достоинства ». Аналогичное недовольство разделяли баптисты и свидетели Иеговы».

    «Оскорбительным для достоинства» этот вопрос мог быть только из-за неравноправной доступности правового статуса, так как такой статус по конституционному соглашению есть у Православной Церкви. Исходя именно из этой реальности, Ассоциация молодых юристов Грузии полагает, что все религиозные объединения должны иметь равноправную доступность статуса юридического лица публичного права. Вообще, юридическое лицо публичного права не та форма, по которой должны регистрироваться религиозные объединения, - отметила в беседе с "Нетгазетой" представитель АМЮГ Татули Тодуа. По ее пояснению, этот статус не означает, что будут решены вопросы, которые имеются у религиозных меньшинств в отношении собственности, или на них распространяться такие же налоговые льготы, которые имеет по конкордату Православная Церковь.

    «Для нашей церкви в повседневной деятельности отсутствие этого статуса не являлось мешающим фактором. Присвоение статуса юридического лица публичного права мы считали особенно важным на фоне дискриминационного законодательства в отношении того вопроса, что существовала одна особая религиозная группа а для остальных была абсолютная неясность в связи со статусом" - отметила в беседе с "Нетгазетой" Русудан Гоциридзе, епископ Евангелистско -Баптистской церкви.

    Срочные законодательные изменения и первоначальная дискриминация

    Представители религиозных меньшинств и другие заинтересованные лица не имели возможности принять участие в обсуждении проекта изменений в законе. Парламент утвердил проект изменений первым слушанием на внеочередном заседании первого июля, а пятого июля после второго и третьего чтений принял его. Осталась лишь подпись президента.

    АМЮГ, единственная неправительственная организация, которая 5 июля присутствовала на комитетском слушании этого вопроса, заявила, что до первого слушания у них не было никакой информации и только 4 июля смогли получить проект изменений. Согласно первоначальному проекту изменений, юридическим лицом публичного права могли стать только пять религиозных объединений, что, по мнению АМЮГ, «углубляло обеспечение равноправия между религиозными объединениями». В представленной 5 июля версии это было изменено.

    4 июля Католикос-Патриарх Православной Церкви потребовал приостановить процедуру принятия закона. «По данному вопросу должны быть проведены публичные дебаты (пусть даже в прямом телеэфире) с тем, чтобы сформировать общественное мнение и прийти к консенсусу с Православной Церковью, так как подавляющее большинство населения православные христиане», - сказано в заявлении Илии II.

    «Христиан -демократы» и остальная парламентская оппозиция потребовали учесть заявление патриарха и рассмотреть проект изменений на осенней сессии. Часть непарламентской оппозиции тоже распространила заявления о том, что следует обсудить данный вопрос. Парламентское большинство не разделило эти заявления и 5 июля проект изменений утвердили с абсолютным большинством (70 голосов). Парламентская оппозиция не принимала участия в голосовании.

    Противостояние между Православной Церковью и государством

    Изменения в Гражданском Кодексе проявили острое противостояние, существующее между Православной Церковью и государством. 5 июля Православная Церковь Грузии заявила, что «принятый закон противоречит как Церкви, так и интересам страны», и что «соглашение не состоялось».

    В Патриархии пояснили, что сегодня представители парламентского большинства по своей инициативе пришли к ним после того, как Католикос-Патриарх Грузии распространил специальное заявление и потребовал приостановить процедуру утверждения законодательных изменений.

    Со своей стороны лидер парламентского большинства Павле Кублашвили заявил, что несколько предложений государства в связи со статусом не оказались значительными для Церкви. Кублашвили не конкретизировал, что он предложил Патриархии.

    Церковь также не пояснила, чего она желает, и почему принятые изменения противоречат «как Церкви, так и интересам страны».

    5 июля из лона Церкви было сделано два любопытных заявления о возможных причинах недовольства Патриархии. Одно огласила Ирма Инашвили, один из лидеров "Движения сопротивления", сказав, что «это была карательная операция власти, так как патриарх не пришел на парад 26 мая». На проведенной перед парламентом акции она заявила, что патриарх не может прямо призвать, но его заявление, распространенное 4 июля, означает, что народ должен выйти.

    Автором еще одного заявления является владыка Зенон (управляющий епархиями Великобритании и Ирландии), который в эфире телекомпании «Маэстро» заявил, что «победителем оказался Гарегин II»:

    «Когда патриарх Армении приехал в Грузию, он приехал с конкретной миссией: получить статус юридического лица публичного права в Грузии, и получить восстановление права собственника на те церкви, монастыри и здания, на которые он предъявлял претензии».

    Имущественные и налоговые проблемы и равенство религиозных меньшинств

    Право признания собственности, о котором говорит управляющий епархиями Великобритании и Ирландии, есть не только у Армянской Апостольской Церкви, но и у других религиозных конфессий, например, у мусульманской общины, католического объединения.

    В отчетах народного защитника не раз было отмечено, что в течение ряда лет остается нерешенным вопрос реституции имущества, изъятого в советский период у нескольких религиозных объединений.

    Согласно отчету омбудсмена, «часть этих объектов в плачевном состоянии и из-за нерешенности проблемы не удается провести реставрационные работы, необходимые для их сохранения».

    На данном этапе Армянская Апостольская Церковь требует возвращения 6 религиозных построек, которые на сегодняшний день не функционируют. Этим памятникам, пять из которых находится в Тбилиси, а одна в Ахалцихе, по отчету омбудсмена грозит опасность разрушения: «два из них (в Тбилиси) уже почти разрушены».

    Мусульманская община ставит вопрос о возвращении 18 исторических мечетей в Квемо Картли, не функционирующих на сегодня. Вместе с тем, передать мусульманской общине или очистить и восстановить 4 мечети в Адигенском районе и 3 в Аджарии требуют живущие в Аджарии мусульмане.

    По данным омбудсмена, Католическая Церковь в течение ряда лет требует возвращения 5 католических церквей. Эти храмы на сегодняшний день находятся в собственности Православной Церкви.

    По мнению омбудсмена, решение этой проблемы с одной стороны требует консенсуса между государством, патриархией грузинской Православной Церкви и упомянутыми религиозными объединениями, а с другой стороны государство, с целью восстановления исторической справедливости и, основываясь на принципе равноправия должно своевременно решить эту проблему.

    По пояснению парламентского представителя АМЮГ Татули Тодуа, изменения, внесенные в Гражданский Кодекс 5 июля, не решат вопрос признания права собственности религиозных объединений, также как и вопросы, связанные с налоговыми льготами.

    Епископ Евангелистско- Баптистской церкви Русудан Гоциридзе полагает, что «на каком-то этапе наверное может измениться и налоговый кодекс. Факт, что он дискриминационный. Есть пункты, которые ставят религиозные организации в неравноправное положение».

    Согласно отчетам омбудсмена, налоговые льготы, которыми в настоящее время пользуется Православная Церковь, должны быть одинаково доступны и для других религиозных организаций, и это может быть урегулировано законодательным актом более низкой иерархии, чем конституционное соглашение.

    «Пусть парламент Грузии начнет работу над усовершенствованием налогового законодательства с тем, чтобы обеспечить равный налогово-правовой режим для всех религиозных организаций соответственно установленному принципу 14-й статьи Конституции Грузии» - это одна из рекомендаций отчета омбудсмена за 2010 год.

    5 июля «Нетгазета» спросила у члена парламентского большинства Давида Дарчиашвили, собирается ли парламент учесть эту рекомендацию омбудсмена и внести изменения в налоговый кодекс, на что Дарчиашвили ответил: «Давайте, не будем опережать события. Мы приняли изменения, что были в повестке дня и были справедливым требованием религиозных меньшинств в течение долгого времени».

    Религиозная демография

    Распределение населения Грузии по вероисповеданию
    по переписи населения 2002 года


    Религия - Численность населения - %

    Православная - 3666233 человек - 83.9%
    католическая - 34727 - 0.8%
    армяно-григорианская - 171139 - 3.9%
    иудейская - 3541 - 0.9%
    мусульманская - 433784 - 9.9%
    другие - 33468 - 0.8%
    ни одна - 28631 - 0.6%






    * Мнения авторов статей могут не совпадать с позицией редакции. Ответственность за достоверность приведенных фактов несет автор статьи.


    Rambler's Top100 © «Кавказ Online» 2009 г. Информационно-аналитический портал. E-mail: [email protected]
    Новости стран Кавказа, эксперты и аналитики о конфликтах (Северный Кавказ, Южный Кавказ), проблемы развития Кавказа, геополитика Кавказа, экономика и бизнес, народы Кавказа. © "Кавказ Online", 2009
    При цитировании информации гиперссылка на "Кавказ Online" обязательна.