Кавказ Online

Меню
 
Страны
 
Регионы
 
Рубрики

Реклама

  • Разное

    Весенние политические игры России в Абхазии

    23/04/2011
    Кавказский дневник
    Анна Адамия

    Нынешняя весна отличается особой активностью в политической жизни Абхазии, а точнее, российской политики в Абхазии.

    За последний период, в Абхазии один за другим произошли значительные политические события, которые вызвали большой резонанс – вопрос демаркации (коррекции) абхазской границы на отрезке реки Псоу и назначение российских эмиссаров в православную церковь, ставшее причиной резкого протеста абхазской общественности. А также неофициальный визит руководителя марионеточного правительства Сергея Багапша в Турецкую Республику, который носил явный официальный оттенок, и визит представителей крупной израильской компании Global CST, которые планируют военное и не только военное сотрудничество с Абхазией. В отличие от первых двух, два последних события подняли новую волну эйфории.

    Во время визита в Турцию, целью которого было рассмотрение перспектив по углублению экономического сотрудничества, Багапша сопровождали несколько де-факто министров и другие официальные лица. Следует отметить, что определённые экономические отношения, в виде делового сотрудничества различных частных компаний, между Абхазией и Турцией уже существуют.

    Кроме углубления экономического сотрудничества, для сепаратистского правительства не менее важным является политический аспект взаимоотношений с Турцией. В Абхазии уже понимают, что стремительный рост российского влияния угрожает и так малочисленным абхазам полной ассимиляцией. Поэтому, де-факто правительство старается сбалансировать российскую доминанту турецким фактором, хотя в данном вопросе ему следует соблюдать осторожность, так как нынешний статус-кво Абхазии создан непосредственно Москвой, которая и в дальнейшем постарается оставить её под собственным патронажем.

    Основной опорой в деле развития турецко-абхазских контактов Багапш считает абхазскую диаспору Турции. Во время встречи с ними Багапш заявил, что кроме Никарагуа, Венесуэлы и Науру, в ближайшем будущем независимость Абхазии признают ещё три государства, хотя не уточнил, какие именно. Он также выразил надежду на углубление отношений с диаспорой и на их возвращение на историческую родину.

    Вероятность возвращения потомков мохаджиров очень мала, так как подобный эксперимент уже состоялся в 90-х годах, и его результаты не оправдали ожиданий. Из нескольких десятков семей, переселившихся из Турции, почти все вернулись обратно, так как кроме экономических проблем, репатрианты столкнулись с резкими ментальными различиями. Были также факты острого противостояния, в том числе несколько убийств.

    Турецко-абхазские отношения, предположительно, будут носить только экономический характер и не смогут создавать проблемы российской политике в Абхазии. В случае возвращения мохаджиров, в условиях увеличения массы мусульманского населения, следует ожидать противоречий религиозного характера, и поэтому, командируя российских религиозных эмиссаров в Абхазию, Москва преследует две цели – во-первых, окончательно оторвать абхазскую церковь от Грузинской Автокефальной Церкви и, во-вторых, в превентивных целях, усилить её для нейтрализации возможного влияния мусульманской диаспоры, чтобы в случае их возвращения, Абхазия не превратилась в ещё одну исламскую республику на Кавказе.

    Особое оживление в Абхазии вызвал визит представителей израильской компании, за которым последовали многочисленные отклики и статьи в прессе.

    Во время своего московского визита, Сергей Багапш встретился с представителями израильского военного концерна Global CST - бывшим руководителем оперативного управления генерального штаба ЦАХАЛа Исраэлем Зивом и бывшим военным секретарём действующего премьер-министра Меиром Клифи, после чего израильская делегация в составе семи человек посетила Абхазию. Были рассмотрены вопросы поставок технологий ненаступательных вооружений, а также совместные проекты по развитию инфраструктуры, добыче полезных ископаемых, в сфере туризма, сельского хозяйства и здравоохранения.

    Некоторые назвали данный визит «началом новой эры в Абхазии», более того, объявили Абхазию «ведущим государством региона», а Грузию и Израиль - враждебно настроенными по отношению друг к другу государствами, чему способствовал факт задержания израильских бизнесменов в Тбилиси.

    Можно сказать, что афишированный визит представителей израильского холдинга был своеобразным дипломатическим демаршем по отношению к Тбилиси, хотя следует отметить, что попытки установления экономических контактов между Абхазией и Израилем осуществлялись ещё в 2010 году, и эта встреча явилась их продолжением.

    В действительности, установление контактов между Абхазией и Израилем является частью происходящих на Кавказе процессов, и их следует рассматривать в глобальном контексте. Вопросы подобных отношений решаются в России, Турции, США, и наряду со многими другими аспектами, возможно, охватывают также и вопросы отношений между Израилем и Турцией. Наверно не случайно, что визиту представителей израильского холдинга в Абхазию предшествовал визит Багапша в Турцию.

    Что касается планов на будущее, маловероятно, что Израиль начнёт военное сотрудничество и поставки оружия самопровозглашённой Абхазии в обход Грузии, хотя бы потому, что в создавшейся ситуации, поставки оружия Абхазии означают косвенное вооружение России.

    Также маловероятно, что Израиль и Турция признают независимость Абхазии, хотя создание Израилем прецедента сотрудничества в обход Грузии, само по себе, является неприятным фактом. Такая значительная компания, каковой является Global CST, не станет сотрудничать с другим, тем более, непризнанным государством, без согласования с правительством своей страны. В данном случае, наверно, следует ожидать определённой реакции со стороны стран-друзей Грузии.

    Параллельно эйфории, возникшей после прошедших визитов, Россия с успехом продолжает свою политику – пока единственным состоявшимся политическим фактом, результаты которого Абхазия уже почувствовала на себе, является то, что российский миссионер, командированный в Новоафонский монастырь, некто Виноградов, на следующий день после своего назначения запретил богослужение на абхазском языке, и Россия, «с целью обеспечения большей безопасности сочинской олимпиады», решила присоединить к себе абхазскую деревню рядом с границей на реке Псоу.





    * Мнения авторов статей могут не совпадать с позицией редакции. Ответственность за достоверность приведенных фактов несет автор статьи.


    Rambler's Top100 © «Кавказ Online» 2009 г. Информационно-аналитический портал. E-mail: [email protected]
    Новости стран Кавказа, эксперты и аналитики о конфликтах (Северный Кавказ, Южный Кавказ), проблемы развития Кавказа, геополитика Кавказа, экономика и бизнес, народы Кавказа. © "Кавказ Online", 2009
    При цитировании информации гиперссылка на "Кавказ Online" обязательна.