Кавказ Online

Меню
 
Страны
 
Регионы
 
Рубрики

Реклама

  • Разное

    Турция ищет газовую альтернативу, а Азербайджан – баланс и выгоду

    30/12/2015
    Пресс-папье

    Наиболее чувствительной темой для Турции являются поставки российского газа в эту страну. Фактически на грани срыва оказался перспективный для Анкары газопроводный проект «Турецкий поток», который не только обеспечивал новые источники поступления «голубого топлива», но и повышал транзитную значимость Турции в энергоснабжении Европы. Для Турции это хотя и не «убийственный удар», но ощутимая потеря ожидавшихся экономических, да и политических выгод.

    Теперь турецкое правительство вынуждено искать альтернативные источники газа. Одним из направлений его импорта рассматривается Азербайджан. Неслучайно, один из первых официальных зарубежных визитов после формирования нового турецкого кабинета премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу совершил в Баку. После переговоров с президентом Ильхамом Алиевым, он 4 декабря уверенно заявил, что Азербайджан и Турция договорились ускорить строительство Трансанатолийского газопровода (TANAP), и Анкара получит азербайджанский газ до 2018 года.
    «В реализации проекта TANAP никаких проблем нет. Я убежден, что данный проект удастся реализовать вовремя – в 2018 году, а, возможно, и раньше. Таким образом, Азербайджан сможет начать экспорт газа в еще больших объемах сначала в Турцию, а оттуда в Европу. Турция и европейские страны получат выход к новому, альтернативному источнику», - поддержал Давутоглу президент Азербайджана Ильхам Алиев.

    Однако, помимо этих политических заявлений, каких-либо комментариев от официальных представителей сторон относительно имеющихся ресурсов для ускорения строительства TANAP и его заполнения газом за время, прошедшее после переговоров Давутоглу и Алиева, не последовало.
    Данную тему поднял глава «SOCAR-Turkey», турецкой «дочки» Госнефтекомпании Азербайджана Кенан Явуз. В интервью Анатолийскому агентству он сообщил, что «строительство может занять три строительных сезона».

    «Как оператор TANAP, мы видим, что может быть сделано для завершения этого проекта раньше. Может быть скорректировано время работы и поставка оборудования, используемого в строительстве», - считает Явуз.

    Он также не исключил, что Турция может использовать вместо оговоренной ей квоты 6 млрд. кубометров природного газа большие объемы газа, которые предназначаются для дальнейшей прокачки в Европу.

    «У нас нет ответственности за строительство европейской части Южного газового коридора, а именно Трансадриатического газопровода (TAP). В этой связи, пока его строительство не будет завершено, Турция может использовать больше газа из TANAP, чем планировалось ранее», - сказал Явуз.
    Однако эксперты в Баку скептически воспринимают заявления об ускорении строительства TANAP в виду отсутствия экономической целесообразности.

    «Допустим, TANAP построят раньше 2018 года. Но надо его еще и заполнить. Под этот трубопровод предусмотрен газ с месторождения «Шахдениз-2». Ввод его в эксплуатацию предполагается к середине 2018 года Правда, оператор консорциума – компания BP – заявляет, что ведет работу с опережением графика, но, в лучшем случае, газ пойдет только в начале 2018 года, а при самом благоприятном стечении обстоятельств – в конце 2017 года», - считает глава Азербайджанского центра нефтяных исследований «Caspian Barrel» Ильхам Шабан.

    Как отметил эксперт, Азербайджан в настоящее время уже поставляют в Турцию с месторождения «Шахдениз-1» 6 млрд. кубометров газа в год. Такой же объем этого топлива поступит туда после запуска TANAP.

    «Но дело в том, что Анкара шла на реализацию проекта «Турецкий поток» уже с учетом поставляемых и зарезервированных объемов азербайджанского газа. То есть, Турция нуждалась в «Турецком потоке» уже с учетом получаемых и дополнительно предполагавшихся поставок из Азербайджана. Поэтому Азербайджан не сможет возместить Анкаре объемы, которая она не дополучит в результате возможного срыва «Турецкого потока», по которому, согласно последней версии данного проекта, из РФ в Турцию предполагалось поставлять 32 млрд. кубометров газа в год, половина из которых предназначались для дальнейшего транзита в Европу. Правда, в случае еще большей задержки реализации трубопровода TAP, который предполагается запустить не ранее 2020 года, Азербайджан может отдавать Турции в течение нескольких лет еще до 10 млрд. газа в год, однако это может продолжаться недолго.

    В среднесрочной перспективе у Азербайджана также не будет свободных объемов газа. В лучшем случае, с 2023-25 годы в Турцию можно будет поставлять порядка 4-5 млрд. кубометров газа после ввода в эксплуатацию нового каспийского месторождения «Апшерон». Но все эти объемы не компенсируют Турции потери от срыва реализации проекта «Турецкий поток», - продолжил Шабан.
    Аналитик информационного агентства «Turan» Тогрул Джуварлы считает, что «ускорение строительства TANAP и направление на это дополнительных средств лишено экономического смысла, поскольку данную трубу просто нечем будет заполнять».

    «Стоимость TANAP и так составляет 11 млрд. долларов. Ускорение строительства потребует дополнительных средств. Но источников заполнения TANAP газом до 2018 года в регионе нет», - отметил Т. Джуварлы.

    На его взгляд, заявление А. Давутоглу об ускорении строительства TANAP преследовало, скорее, политические цели.

    «На пике напряженности отношений между Москвой и Анкарой Давутоглу, вероятно, хотел показать, что Анкара не намерена поддаваться «энергетическому и экономическому шантажу Москвы», и имеет диверсифицированные энергетические источники», - сказал Т. Джуварлы.

    Что касается заявления И. Алиева о возможной сдаче TANAP до конца 2018 года, то, по мнению эксперта, «это не более чем политический реверанс в сторону Анкары».

    Как полагает Т. Джуварлы, в целом проект TANAP в его нынешнем виде не представляет серьезной конкуренции российскому газу ни в Турции, ни в Европе.

    «Другое дело, - отметил аналитик, - что весомость TANAP может возрасти, если к нему – посредством строительства Транскаспийского газопровода с восточного на западный берег Каспия – подключат и туркменский газ».

    «Но при нынешней геополитической напряженности в регионе строительство Транскаспийского газопровода вряд ли возможно. Во-первых, Россия и Иран противодействует этому в виду нерешенности правового статуса Каспия и угроз для морской экологии. Во-вторых, Россия своей военной активностью на Каспии дает понять, что не потерпит шагов, представляющих угрозу ее интересам. Это сигнал о том, что Кремль для защиты своих энергетических интересов готов пойти на крайние меры», - полагает Тогрул Джуварлы.

    Вообще же, эксперт считает, что в условиях конфронтации между Анкарой и Москвой Баку будет придерживаться нейтральной позиции.

    «На одной стороне, этнически близкая, почти родная Турция, которая к тому же является «окном в Европу» для экспорта энергоресурсов Азербайджана. На другой – большой, сильный северный сосед, располагающий мощными рычагами воздействия на ситуацию в Карабахском конфликте. С начала нулевых годов в двусторонних отношениях с РФ достигнуты большие успехи, возросли взаимные инвестиции, есть политический диалог на высшем уровне, в том числе, по вопросам противодействия общим внешним угрозам. Более того, в условиях эмбарго со стороны западных государств, Россия является крупным поставщиком вооружений Азербайджану, благодаря чему Баку серьезно нарастил свой оборонный потенциал и достиг военного превосходства над Арменией. С учетом этого, вряд ли Азербайджан сейчас пойдет на такие шаги, как педалирование строительства Транскаспийского газопровода, чреватого резким ухудшением отношений с РФ. Неслучайно, официальный Баку с самого начала предложил посредничество в нормализации отношений между Анкарой и Москвой. А миссия посредника предполагает нейтральную позицию», - продолжил Джуварлы.

    Экономический эксперт Натиг Джафарли также полагает, что Азербайджан в «объявленной Россией экономической войне с Турцией» не предпримет действий в пользу Анкары: «Сейчас много говорится о том, что турецкие компании смогут обойти санкции посредством реэкспорта через азербайджанские фирмы. Не думаю, что власти Азербайджана закроют глаза на подобные сделки, поскольку это чревато осложнением отношений между Баку и Москвой, но попытаются найти свою выгоду».
    «Россия стала создавать препятствия для турецких грузовиков, следующих в Центральную Азию.

    Азербайджан пропустил их через свою территорию и даже предоставил 20-процентную скидку на паромную переправу через Каспийское море. Это способствует транзиту грузов через Азербайджан и увеличению доходов страны. В то же время, Баку насколько возможно готов заместить турецкий импорт сельскохозяйственных продуктов в Россию, что, конечно же, будет частично компенсировать на потребительском рынке РФ определенную нехватку овощей и фруктов в связи с введением санкций против Анкары. Кроме того, Азербайджан готов создать благоприятные условия для приема российских туристов в связи с прекращением продаж в РФ путевок на турецкие курорты», - отметил Джафарли.

    Таким образом, по всей вероятности в сложившейся конфронтационной ситуации между Турцией и Россией, Азербайджан будет стараться нащупать какой-то баланс во взаимоотношениях с обоими партнерами и не дать вовлечь себя в одностороннюю игру одного из этих полюсов. Насколько это удастся властям Азербайджана, мы скоро увидим.





    * Мнения авторов статей могут не совпадать с позицией редакции. Ответственность за достоверность приведенных фактов несет автор статьи.


    Rambler's Top100 © «Кавказ Online» 2009 г. Информационно-аналитический портал. E-mail: [email protected]
    Новости стран Кавказа, эксперты и аналитики о конфликтах (Северный Кавказ, Южный Кавказ), проблемы развития Кавказа, геополитика Кавказа, экономика и бизнес, народы Кавказа. © "Кавказ Online", 2009
    При цитировании информации гиперссылка на "Кавказ Online" обязательна.