Кавказ Online

Меню
 
Страны
 
Регионы
 
Рубрики

Реклама

  • Разное

    Новая эскалация насилия в Карабахе: cui prodest?

    07/08/2014
    Пресс-папье

    Резкое обострение напряженности на линии фронта в Карабахе в конце июля - начале августа вновь привлекло внимание мирового сообщества к этому затянувшемуся конфликту, более 20 лет тлеющему на пространстве СНГ. Несмотря на действие с мая 1994 года режима прекращения огня, перестрелки в зоне конфликта, где нет миротворческих разъединительных сил (это тоже особенность конфликта) происходят ежедневно с большей или меньшей интенсивностью. Однако в этот раз обострение напряженности сопровождалась большим количеством человеческих жертв. Только по официальным данным сторон, за период с 31 июля по 6 августа погибли 20 человек – 15 азербайджанских и 5 армянских военнослужащих.

    В нынешней эскалации напряженности стороны, естественно, обвиняют друг друга. Но кому, на самом деле, выгодно обострение напряженности на карабахском фронте?

    На первый взгляд, в возобновлении военных действий явно не заинтересована армянская сторона. Заняв 7 районов вокруг НК, он и так имеет буферную зону, плюс занимает позиции на доминирующих высотах. При каждом удобном случае она подтверждает свою готовность к укреплению мер взаимного доверия, отводу снайперов и т.д. При этом Ереван не хочет идти на уступки в политическом урегулировании или хотя бы вывести войска с части занимаемых азербайджанских территорий.

    Азербайджан, напротив не заинтересован в сохранении нынешнего статус-кво, поскольку 20 процентов его территорий находятся под оккупацией. Отсутствие прогресса на переговорах толкает Баку на усиление своего военного потенциала, закупку современных вооружений, развитие собственного ВПК. Так, расходы на оборону в государственном бюджете Азербайджана на 2014 год предусмотрены на уровне 3,7 млрд. долларов, что составляет 14,7 процента от общего объема бюджетных расходов страны.

    После обновления в октябре 2013 года военного руководства Азербайджана, напряженность в зоне конфликта стала нарастать. В январе этого года также была отмечена вспышка насилия, но с меньшими человеческими потерями, чем сейчас. Помимо того, Баку значительно увеличил масштабы и периодичность своих военных учений. Так, в июне и июле прошли многотысячные военные учения с участием всех видов войск, причем июльские учения происходили близ линии фронта.

    Однако эти факты не дают очевидного ответа на поставленный нами вопрос. Конечно, помимо вооруженных столкновений идет и информационная война, и с исчерпывающей точностью на данный вопрос в таких условиях ответить сложно в виду противоречивости поступающих с фронта сообщений. Однако на себя обращает внимание тот факт, что эскалация произошла в те дни, когда и президент, верховный главнокомандующий Азербайджана и министр обороны находились в отпуске за рубежом. Вряд ли в условиях отсутствия в стране политического и военного руководства были бы инициированы какие-либо наступательные действия. И, тем не менее, кому же это понадобилось…

    Следует обратить внимание на геополитический фон происходящего и возможное влияние на Карабахский конфликт событий на Украине, вызвавших, резонансную волну и оживление политических устремлений по всему постсоветскому пространству. Армения и Азербайджан здесь исключением не стали. Для Еревана присоединение Крыма к России стало прецедентом реализации принципа права нации на самоопределение. Баку же использовал АТО на востоке Украины против пророссийских сепаратистов для аргументирования возможности использования своей военной силы для восстановления территориальной целостности государства. Азербайджанские власти упрекают мировое сообщество в двойных стандартах – применении санкций против России в связи с ее действиями против Украины и не отказ от аналогичного подхода в отношении Армении, нарушающей территориальную целостность Азербайджана.

    В то же время, события на Украине усилили геополитическое противостояние между Западом и Россией на всем постсоветском пространстве. Если Украина, Молдавия и Грузия однозначно следуют в фарватере Запада, то Армения и Азербайджан оказались среди «колеблющихся», избегая при этом осуждения РФ. Но, если Ереван сильно зависим от Москвы, в том числе, экономически, то для сохранения лояльности Баку одних средств давления очевидно недостаточно – нужны и «пряники».

    Только за июнь Азербайджан посетили целый ряд высокопоставленных российских руководителей, включая спикера Госдумы Сергея Нарышкина, вице-премьера Дмитрия Рогозина, главу МИД РФ Сергея Лаврова, министра экономического развития Алексея Улюкаева. Их визиты проходили на фоне жесткой реакции представителей официального Баку на критику США проблем с правами человека и продолжающимся наступлением на местные НПО и их западных партнеров, включая аресты азербайджанских правозащитников, замораживание банковских счетов некоммерческих структур, в том числе, американских. При этом американский Национальный демократический институт, фактически, обвиненный в поддержке оппозиционной молодежи вынужден был вовсе покинуть Азербайджан.

    С другой стороны, для Москвы заметно возрастает значение Баку, с учетом санкций Запада из-за Украины. Так, Азербайджан обладает потенциалом вложения инвестиций в российскую экономику, приобретения российских товаров, включая продукцию ВПК, а также поставщика сельхозпродукции и др.

    Более того, многие в Баку расценили неожиданные реверансы в сторону Азербайджана Владимира Жириновского, который до сих пор не раз допускал оскорбительные выпады в сторону азербайджанцев, как подачу им неких сигналов Кремля российскому обществу о восприятии Азербайджана в качестве потенциального союзника России.

    Тем не менее, всем ясно, что, пожалуй, единственным способом превращения самодостаточного Азербайджана в надежного союзника Москвы является содействие в освобождение его оккупированных территорий. В этом смысле, в экспертном сообществе Азербайджана и даже среди провластных политиков страны много говорится о возможности вступления азербайджанского государства в Таможенный и Евразийский экономический союзы (ТС и ЕАЭС) в случае воздействия России на Армению с целью освобождения оккупированных районов соседней.

    Понятно, что это не может устраивать Армению. Некоторые аналитики связывают последнюю эскалацию напряженности на фронте, которая, кстати, происходит в преддверии запланированного на 8-9 августа встречи президентов Азербайджана и Армении при посредничестве главы РФ в Сочи, стремлением армянской стороны изменить повестку переговоров. Если изначально речь шла о поиске путей сближения позиций по базовым принципам урегулирования, то теперь, по идее, главной темой станут пути деэскалации нынешней ситуации, что вполне должно устраивать Армению, поскольку это вновь отодвигает вопрос об освобождении оккупированных территории.

    Вместе с тем, среди азербайджанских экспертов бытует и мнение о том, что эскалация напряженности на фронте была спровоцирована Россией – руками Армении – с целью оказания давления на Баку. Сторонники этой версии считают, что Азербайджан, несмотря на пышную риторику о дружеских отношениях с Россией и демонстрацию учета ее интересов, в глобальном плане, например, в вопросах энергетики и безопасности ведет прозападную политику. Он является одним из активных участников строительства южного газового коридора, предполагающего подачу углеводородов из Каспийского региона в Европу в обход России, и избегает практического участия в интеграционных проектах в рамках СНГ. Возможно, Баку уклонялся от встречи при посредничестве Путина, и военные провокации Армении стали тем средством давления, которое предупредило азербайджанского руководства о возможных последствиях провала российской инициативы.

    Для России же организация встречи в Сочи, независимо от ее целей и повода, имеет большое значение с разных точек зрения. Во-первых, она произойдет в российской «поляне», несмотря на то, что до того инициативу организации переговоров лидеров Азербайджана и Армении ранее выдвигал французский президент Франсуа Олланд. Таким образом, Москва продемонстрирует свое «особое влияние» на конфликтующие стороны и как бы покажет «кто хозяин на Южном Кавказе».

    С другой стороны, РФ продемонстрирует миру, что, вопреки попыткам представить ее агрессором на Украине, она является миролюбивой страной и даже прилагает усилия для урегулирования другого конфликта, не находящего своего решения на протяжении десятилетий.

    Что же касается ситуации на линии соприкосновения, напряженность в последние дни, несмотря на подтягивание сторонами к линии фронта тяжелой бронетехники и полеты азербайджанской авиации вдоль линии соприкосновения сторон, пошла на убыль. Многие эксперты сходятся во мнении, что, несмотря на демонстрацию неуступчивости и воинственную риторику, ни одна из сторон не собирается, по крайней мере, в ближайшей перспективе, начинать полномасштабную войну, так как любая большая война несет в себе и большие риски. В условиях, когда нет стопроцентной уверенности в быстрой победе, она может обернуться внутренней дестабилизацией, давлением и санкциями международного сообщества и даже потерей власти правящими режимами республик.





    * Мнения авторов статей могут не совпадать с позицией редакции. Ответственность за достоверность приведенных фактов несет автор статьи.


    Rambler's Top100 © «Кавказ Online» 2009 г. Информационно-аналитический портал. E-mail: [email protected]
    Новости стран Кавказа, эксперты и аналитики о конфликтах (Северный Кавказ, Южный Кавказ), проблемы развития Кавказа, геополитика Кавказа, экономика и бизнес, народы Кавказа. © "Кавказ Online", 2009
    При цитировании информации гиперссылка на "Кавказ Online" обязательна.