Кавказ Online

Меню
 
Страны
 
Регионы
 
Рубрики

Реклама

  • Разное

    Кто же агрессор?

    08/11/2009
    Зеркало (Азербайджан)
    Абдул Нагиев, директор Фонда конструктивной политики

    Как известно, высшим приоритетом внешнеполитических задач Азербайджана является справедливое решение армяно-азербайджанского конфликта в рамках восстановления территориальной целостности страны. Сегодня этот вопрос является болью всех азербайджанцев от мала до велика.

    Уже одно слово Карабах звучит как выстрел, за которым лежит множество безвинно погибших и за которым следует миллион беженцев, вынужденно покинувших свои дома. Более 10 лет идут переговоры, международные посредники предлагают множество вариантов, однако факт остается фактом - решение так и не достигнуто. Остается гадать, действительно ли исчерпан потенциал мирного решения или все же где-то осталась возможность убедить армян уйти с оккупированных территорий?!

    И все-таки, почему мировое сообщество до сих пор продолжает оказывать материальную, а то и иную помощь Армении, более того, не принимает против агрессора соответствующих мер? Ответ звучит просто: к великому сожалению, нам так и не удалось убедить мировое сообщество в том, что со стороны Армении предпринят акт внешней агрессии. Поэтому многие страны продолжают рассматривать армяно-азербайджанский конфликт вокруг Нагорного Карабаха, как внутреннюю гражданскую войну.

    К сожалению, нам не удается предоставить достаточных доказательств о наличии регулярных войск Армении на территории т.н. "НКР" и за ее пределами. Причины сего, как ни странно, упираются в отсутствие документальных данных о вводе регулярных войск Армении в Нагорный Карабах и в официальное отрицание самой Арменией факта оккупации азербайджанских земель.

    Хотя многие утверждают, что акт этой агрессии подтвержден резолюциями ООН, но если в них внимательно вчитаться, то ни в одном из них такое не утверждается. Да, ООН констатирует оккупацию Нагорного Карабаха и районов за его пределами, однако не регулярными войсками Армении, а вооруженными формированиями "армян Карабаха", что является существенным моментом в определении механизма правового регулирования данного конфликта.

    Перспективы решения армяно-азербайджанского конфликта без доказательной базы факта внешней агрессии со стороны Армении туманны как с точки зрения дипломатических методов, так и решения проблемы военным путем. Официально армяне на всех дипломатических форумах и саммитах глав государств, равно как и в СМИ, отрицают факт агрессии в отношении суверенного Азербайджана. И это - стратегическая линия внешней политики Республики Армения. Даже бывший президент Роберт Кочарян во время вступления страны в Совет Европы заявил о том, что регулярные войска Армении отсутствуют на азербайджанских территориях, и к тому же подчеркнул, что Нагорный Карабах - это внутренняя проблема Азербайджана.

    Исходя из вышесказанного, наше желание достичь справедливого урегулирования мирным путем становится безадресным и лишенным смысла. В этой связи Армения не оставляет Азербайджану никакого иного выбора, кроме как военным путем восстановить свою территориальную целостность. По сути мы имеем право по наведению конституционного порядка в рамках своих международно признанных границ путем принуждения агрессора к миру. Но кто же тогда агрессор? Ведь юридического документа акта агрессии Республикой Армения территорий Азербайджана нет. Так что и боевые действия азербайджанских военных могут быть расценены не как операция "по принуждению агрессора к миру", а несколько иначе и в итоге будут восприняты мировым сообществом в иной форме.

    Сбор доказательной базы агрессии регулярными войсками Армении территории суверенного Азербайджана и юридическая защита в международных правовых институтах полученных доказательств являются основной задачей не только внешнеполитического ведомства Азербайджана, спецслужб страны, но и всего азербайджанского народа.

    Обсуждения с армянской стороной того, какой из принципов МГ ОБСЕ приоритетней - территориальная целостность или право нации на самоопределение, на мой взгляд, противоречит нашим национальным интересам, так как может ставить вопрос оккупации под сомнение. Оба эти принципа закреплены в основополагающих документах ООН и ОБСЕ, и решение вопроса об их реальном соотношении во многом зависит от политической ситуации, и прежде всего от поддержки мировым сообществом одной из противоборствующих сторон.

    Все разговоры о гарантиях безопасности армян Карабаха есть не что иное, как попытка уйти от ответственности за военные преступления, совершенные на территории Азербайджана. Сегодня мировая общественность глубже стала изучать данную проблему, и процессы все чаще стали называться своими именами, хотя полного отражения в документах так и не получили.

    В своем выступлении президент Армении Серж Саркисян с высокой трибуны Генеральной Ассамблеи ООН отметил буквально следующее: "Карабах был автономной областью Азербайджана, у которой не было ни регулярной армии, ни оружия, ни боеприпасов, ни желания захватить территорию Азербайджана".

    Кто же тогда захватил 20% азербайджанских территорий и продолжает удерживать их в течение вот уже 20 лет? Кто же оккупант? На этот вопрос они любят отвечать, что война была между Азербайджаном и "армянством" без "юридического лица". С этой же проблемой мы сталкиваемся, анализируя недавние протоколы, подписанные между Арменией и Турцией. Мы постоянно слышим от турецких руководителей заверения о том, что интересы братского Азербайджана будут учитываться, что сближение и открытие границ с Арменией будут идти параллельно с подвижками в процессе справедливого урегулирования нагорно-карабахского конфликта. С другой стороны, в подписанных документах об этом нет и речи.

    Армянская сторона, четко апеллируя документами, утверждает, что эти два вопроса разведены. И это является чуть ли не основной задачей армянской дипломатии в течение последних лет. В итоге наши интересы находят подтверждения заверений политических деятелей перед СМИ на различных политических площадках, тогда как армянская сторона имеет на руках подписанные юридические документы.

    Понятно, что решение нагорно-карабахского армяно-азербайджанского конфликта навряд ли будет чисто юридическим, скорее, политическим, но с учетом правовых аспектов. Консервация положения "ни войны, ни мира" в азербайджано-армянском противостоянии сегодня напрямую затрагивает политические и экономические интересы мировых держав, создает напряженность и мешает полнокровному и многостороннему взаимодействию на Кавказе. Видимо, основная задача мирового сообщества все-таки заключается в том, чтобы убедить" армянство" в отсутствии у них альтернативы выходу на историческое примирение и мирное сосуществование со всеми народами Кавказа, под чем понимается не иначе как урегулирование конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджана.






    * Мнения авторов статей могут не совпадать с позицией редакции. Ответственность за достоверность приведенных фактов несет автор статьи.


    Rambler's Top100 © «Кавказ Online» 2009 г. Информационно-аналитический портал. E-mail: [email protected]
    Новости стран Кавказа, эксперты и аналитики о конфликтах (Северный Кавказ, Южный Кавказ), проблемы развития Кавказа, геополитика Кавказа, экономика и бизнес, народы Кавказа. © "Кавказ Online", 2009
    При цитировании информации гиперссылка на "Кавказ Online" обязательна.